25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Жизнеописание самого благородного из людей

Когда Пророку ﷺ исполнилось 35 лет, была восстановлена Кааба, которая пришла в полуразрушенное состояние под воздействием селевых потоков.

Участвуя в восстановлении Ка-абы, Любимец Всевышнего ﷺ вместе с курайшитами носил камни для её строительства. Когда стена достигла высоты, на которой необходимо было установить Чёрный камень (Хаджар аль-Асвад), между курайшитами возникли разногласия. В итоге они решили посоветоваться, кто более всех достоин чести поднять и установить его. С общего согласия был выбран для этого Хабиб ﷺ — справедливый во всех отношениях, не имеющий себе равных по совести и порядочности, прозванный ещё в детстве Амином («верный») и достойный всех похвальных имён. Именно ему доверили возложить этот камень на место. 

Когда курайшиты поручили ему это столь почётное дело, он согласился с их решением. И, переместив почтенный камень на разложенный на земле халат, попросил старейшин племён Мекки взяться за его края и поднять на уровень пояса. Когда они это сделали, Мухаммад ﷺ своей благодатной рукой поместил Чёрный камень на нужное место. 

Обратите внимание, как тонко Хабиб ﷺ учёл интересы старейшин всех племён, как дал им всем возможность принять участие в установке Чёрного камня, чтобы не ранить их сердца и оградить от зависти. По мере приближения времени ниспослания откровения Хабиб ﷺ всё чаще предпочитал уединение, одиночество. Он облюбовал пещеру на горе Хира на окраине Мекки и проводил в ней время в богослужении Всевышнему. Что касается способа богослужения, то это было поминание Аллаhа ﷻ или размышление. Сказано также, что перед наделением пророческой миссией он придерживался поклонения пророка Ибрахима (Авраама) u.

Когда Любимцу Всевышнего исполнилось сорок лет, в пещере Хира к нему было ниспослано откровение от Всевышнего. Ангел Джабраиль u пришёл к нему от Всемогущего Господа с велением: «Читай!» — «Я не умею читать», — ответил Хабиб ﷺ. Во второй и в третий раз, сжимая Хабиба ﷺ, ангел повторял ему: «Читай! Во имя твоего Господа…», а Хабиб ﷺ повторял, что не умеет читать.

За шесть месяцев до ниспослания откровения Мухаммад ﷺ начал видеть вещие сны. Они закладывали основу перед получением откровений и готовили его к их принятию.

Хабиб ﷺ поспешил домой к Хадидже رضي الله عنها. Рассказав ей обо всём, что произошло в пещере Хира, он сообщил, что боится за себя. Выслушав его, она успокоила его, сказав, что Всевышний никогда его не опечалит.

Затем они отправились к Вараке, двоюродному брату Хадиджи رضي الله عنها, который был христианином, читающим Евангелие. Она поведала ему о случившемся с Хабибом ﷺ. Выслушав его, Варака сказал, что всё произошедшее с ним — это истина и что с откровением к нему пришёл тот же ангел, который явился в своё время к пророку Мусе (Моисею) u. У старого ослепшего Вараки, который уже не выходил из дома, пробудилась жажда жизни. «Мне бы дожить до тех пор, когда придёт твоё время», — сказал он, горя желанием помочь Ахмаду ﷺ. Варака предрёк Хабибу ﷺ, что тот будет изгнан из Мекки своим племенем. «Неужели мне придётся покинуть эти места?» — спросил взволнованный Ахмад ﷺ, и Варака повторил, что придётся.

После этого откровения прекратились на три года (по другой версии — на сорок дней). Хабиб ﷺ был очень опечален этим. И когда жажда получения новых откровений всецело завладела им, снова прибыл Джабраиль u и передал новое откровение от Господа. С того времени откровения ниспосылались друг за другом. Так началась пророческая миссия.

Посланник Аллаhа ﷺ поначалу тайно призывал людей к Исламу. Те, кто принял Истину, скрывали от многобожников своё богослужение. У них не было иной возможности для этого, кроме как уходить в горы, степи и собираться в укромных местах.
Когда Сад ибн Аби Вакас رضي الله عنه совершал намаз со своими единомышленниками, на них напали неверные. Сад رضي الله عنه ударом по голове ранил одного из нападавших — и тот залился кровью. Это было первое кровопролитие в Исламе, после чего неверные ещё больше ожесточились.

Пророк ﷺ со своими сподвижниками стали собираться для молитвы в доме Аркама v. Они тайно собирались там в течение трёх лет, поскольку повеления исповедовать религию открыто ещё не было. На шестой год в Ислам уверовал молочный брат и дорогой дядя Посланника ﷺ Хамзат رضي الله عنه. Через три дня после него Всемогущий Аллаh привёл в Ислам и Умара ибну аль-Хаттаба رضي الله عنه. Всевышний принял мольбу Хабиба ﷺ возвеличить Ислам посредством Умара رضي الله عنه.

Невозможно удержать слёзы, рассказывая о притеснениях, которым подвергли Посланника Всевышнего ﷺ и его последователей в этом призыве. Словами не передать те мучения, которым их подвергли неверные курайшиты. Особенно они унижали бедных, рабов, за которых некому было постоять, заступиться. Но что бы с ними ни делали, крепкая вера и глубокая убеждённость помогли им всё вынести.

В их числе в книгах называются Умму Фукайхат, Амир, Хабаб, Хамамат, Билаль, Ясир, его жена Сумаййат и сыновья Аммар и Абдулла — последних четырёх пытали даже огнём. В этих мучениях Ясир и его Сумаййат погибли первыми шахидами (мучениками на пути веры). Абу Джахль собственноручно убил Сумаййат, и она стала первым шахидом в истории Ислама.

Притеснение мусульман курайшитами усиливалось день ото дня. Несколько верующих с разрешения Пророка ﷺ решили покинуть родную землю. Они вышли в путь в месяце Раджаб и отправились в сторону Хабаша (Эфиопии) — идти именно туда указал Посланник Всевышнего ﷺ. Это был пятый год с начала призыва.

Наджаши, правитель Хабаши, и его народ исповедовали Христианство, однако они радушно приняли тех, кто пришёл к ним за помощью. 
Среди переселившихся было десять мужчин и пять женщин. В числе первых мухаджиров (переселенцев) были и дочь Пророка ﷺ Рукиййа и её муж Усман ибн Аффан رضي الله عنه.

 Хабиб ﷺ, отправив их, сам оставался в Мекке вместе с небольшим количеством сподвижников. Большая часть переселившихся вернулась домой, пробыв в Эфиопии около шести месяцев (в другом сказании — три месяца). 

Так как мы являемся общиной такого Хабиба ﷺ, давайте же благословим его, следуя велению: «Мавлая салли ва саллим даиман абадан ала Хабибика хайри-ль-халки куллихими» («О Аллаh ﷻ, одари вечным и бесконечным салаватом (благословением) и саламом (приветствием и сохранностью) лучшего из творений — Твоего Любимца Ахмада ﷺ»).

Как бы неверные из племени курайшитов ни противодействовали, Ислам распространялся всё больше и больше. После того как Умар ибн Хаттаб رضي الله عنه принял Ислам, неверных изнутри стал жечь огонь.


«Почему мы скрываем истинную религию Всевышнего?» — обратился Умар رضي الله عنه к Пророку ﷺ. 

Никогда курайшиты не были в таком отчаянии, как в тот день, когда с разрешения Посланника Господа ﷺ истинную веру стали исповедовать открыто. Многобожники Мекки пожаловались Абу Талибу (дяде Пророка v) и попросили, чтобы он остановил своего племянника.

«Ты не видишь, что он творит, понося религию наших предков?!» — восклицали они. Затем курайшиты стали настаивать, чтобы Абу Талиб выдал им Мухаммада ﷺ для расправы, предлагая ему взамен Аммарата ибн Валида.

«Не бывать тому, чтобы я воспитывал вашего сына, а вы убили моего!» — возмутился Абу Талиб.

Когда Абу Талиб понял намерение курайшитов, он собрал племена Мутталиба и Хашима. И те ответили, что готовы все вместе защищать Пророка ﷺ, за исключением дяди Абу Ляхаба, который вместе с остальными многобожниками готов был пролить кровь родного племянника. О его несчастливом уделе Всевышний поведал Пророку ﷺ в Коране, в суре «Аль-Масад». Козни курайшитов, замысливших убить Пророка ﷺ, не достигли цели, как бы они ни старались. Коварство неверных не коснулось Хабиба ﷺ, которого всегда сопровождала милость Всевышнего.

Из книги «История пророков» шейха Саида-афанди аль-Чиркави

Комментарии (2)

  • Магомедов Омаргаджи Хизриевич
    27.12.2020
    👍👍👍
  • Магомед Магомедов
    07.11.2020
    МашаАллагь очень полезная и воодушевляющая статья 👍