Смиренность в намазе
Что же делать, как исправить такое положение? Имам аш-Ша’рани говорит, что для того, чтобы намаз совершить в смиренности, необходимо готовиться к намазу ещё до наступления его времени:
- 1) не переедать: употреблять еду в меру и с целью обрести силы для поклонения, так как употребление пищи с таким намерением уже считается поклонением;
- 2) оставить пустословие – где бы ни находились;
- 3) частое поминание Всевышнего, чтение салавата (благословения) на Пророка ﷺ, тасбиха, зикра (слова прославления Господа);
- 4) размышление об окружающем нас мире, о творениях Всевышнего Аллаhа.
Смиренности в намазе способствует и контроль человека над своими органами, воздержание их от всего недозволенного. В хадисах последнего Божьего Посланника ﷺ говорится: «Поистине, два человека из моей общины встают на молитву, и их поясные и земные поклоны похожи друг на друга, но, поистине, между их молитвами такое же расстояние, как между небом и землей». В этих хадисах имеется в виду смирение.
В другом хадисе говорится: «В Судный день Аллаh ﷻ не посмотрит на раба, который не выпрямлял свою спину между поясным и земным поклонами» (Ахмад, ат-Табарани).
Рассказывая о достоинстве полноценного намаза, Пророк ﷺ сказал: «Если кто-то совершает намаз своевременно, правильно делает омовение, полноценно выполняя поясной и земной поклоны, и со смирением, его сияющая молитва поднимается ввысь и говорит: «Да сохранит тебя Аллаh ﷻ, как ты хранил меня».
А если кто совершает молитву не вовремя, неправильно берёт омовение, не делает так, как надо, поясной и земной поклоны, его тёмная и чёрная молитва поднимается ввысь и говорит: «Да потеряет тебя Аллаh ﷻ, как ты потерял меня!» И свернут его (намаз), как сворачивают старое изношенное платье, и будут бить им его по лицу».
Поэтому мы должны осознать, что душа поклонения – это смиренность, а для её достижения нам необходимо проявить усердие.
Всевышний Господь в Коране восхваляет верующих (смысл): «Поистине, верующие обретут успех – те, кто проявляет смирение в намазе, кто отворачивается от бесполезного (в словах и прочих поступках), кто выплачивает закят (обязательную милостыню)…» (сура «Аль-Му’минун», аяты 1–4).
В толковании Корана говорится: «Смирение в намазе бывает лишь тогда, когда сердце полностью освобождено для намаза и занято только им, предпочитая молитву всему остальному. Только тогда намаз становится отдыхом и удовольствием».
В хадисе сказано: «Первое, что поднимут (исчезнет) из деяний этой уммы (общины Пророка ﷺ), – это смиренность, настолько, что трудно будет найти человека, имеющего смиренное сердце в поклонении» (ат-Табарани).
Для человека, не контролирующего своё ежедневное пятикратное поклонение, отсутствие смиренности становится обычным делом, превращаясь в привычку. Смиренность не достигается ничем, кроме как усердием. Для этого необходимо встать под воспитание духовного наставника (тарикатского шейха). Это самое важное, что должно беспокоить человека, ибо первое, о чём мы будем спрошены в День Суда, – это намаз.
Пусть Всевышний поможет нам быть смиренными во всех своих намазах, искренними в делах и поступках, совершать поклонение только ради Его довольства. Аминь!
Ахмед Ибрагимов
Комментарии (1)