24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Тайна Амура

В переводе с китайского «Хэйлунцзян» Амур – «река чёрного дракона».

По легенде, чёрный добрый дракон победил злого белого, который топил лодки, убивал живых существ и мешал рыболовству. После победы чёрный дракон остался жить на дне реки. Россияне и китайцы одинаково им гордятся – красивым, могучим, порой даже опасным в период весенних разливов.  

Длина реки составляет 2824 км. Это одна из немногих рек в мире, в русле которой есть большие острова. Самый крупный из них – Большой Уссурийский, площадью до 350 кв. км. Для сравнения: в мире есть страны, территория которых меньше этого острова. Например, Мальта – 316, Мальдивы – 298, Лихтенштейн – 160, а Сан-Марино – 61 кв. км. Спор за контроль над островом шёл между Россией и Китаем с 1860 года. Граница была разделена между странами, Амур никому не принадлежал, а остров оставался в неопределённом статусе. В 2008 году окончательно завершилась работа по установке границ. С этого момента Большой Уссурийский разделился на две части: китайскую и российскую (174 кв. км). 

 

История 
Амур славится многообразием рыб, в том числе лососевых и осетровых. Рыбный промысел на берегах могучей реки берёт своё начало ещё с давних времён, когда берега Амура были заселены кочевыми племенами. Русские достигли этих земель лишь в XVII веке. Первый поход возглавил В.Д. Поярков со своими казаками. Их путь был очень тяжёлым, полным испытаний и потерь. Несмотря ни на что, они достигли своей цели. Казаки образно назвали реку «Амур-батюшка», в соответствии с Волгой-матушкой. 


В 1649 году Е.П. Хабаров отправился к жившему там населению, имея уже конкретные цели и политический интерес. Путём договоров и угроз он всё же сумел подчинить местное население Российской империи. Был создан Албазинский острог, который подвергался постоянным нападениям и в конце концов был уничтожен, а жившие там люди были изгнаны в Китай. 


В XIX в. вновь Российская империя начала проявлять интерес к Приамурью. Граф Николай Николаевич Муравьёв в 1858 году подписал договор, по которому границы были обозначены по линии течения реки Амур, левые берега отходили во владения Российской империи, а правые – Китая. 
Он приложил немало усилий для возвращения стране огромной территории этих земель. Началось освоение, заселение, административное разделение территории. Граф хорошо понимал, какую стратегическую роль играет Амур. По его пути открывалась возможность выхода морского транспорта в Восточный океан. В 1858 году 28 мая в г. Айгуне был подписан российско-китайский договор. Россия получила левый берег верхнего и среднего Амура, а в нижней части реки – оба берега. Так Приамурский край был разделён на две области, первый – Приморский, а второй назвали Амурский. Административным центром Амурской области стал Благовещенск. 

«Кузница» армии

22 июня 1941 года мирная жизнь советского народа была прервана Великой Отечественной войной. Молодые, старые, женщины и мужчины встали на защиту Родины. Кто остался, помогали солдатам, изготавливая всё необходимое по мере своих возможностей. В эти годы не осталось человека, не совершившего подвиг, которым можно было бы гордиться. Дальний Восток оказался в двойственном положении. С одной стороны, он был глубоким тылом по отношению к западным странам, подвергшимся нападению Германии. С другой стороны, он находился на границе с союзником противника – Японией. 


Дабы избежать военных действий на два фронта, СССР подписал договор с Германией о ненападении и выиграл время для подготовки Дальнего Востока к возможным военным действиям. Этот край стал кузницей для армии: обучались призывники, формировались части, обучались инженеры, командные и политические кадры. Отсюда при необходимости отправлялись готовые военные войска в места с обострённой обстановкой. 
Япония пристально наблюдала за дальневосточными рубежами. Порой японцы не понимали, как можно перекидывать войска так незаметно. Это дело было столь умело организовано благодаря построенному накануне войны железнодорожному тоннелю под Амуром возле Хабаровска. Это уникальное и единственное в России сооружение на железных дорогах под водой. 


Строительство было строго засекречено, ему присвоили номер 4 НКПС. Его разработкой занимались три бригады геодезистов. Всего за пять месяцев были проведены необходимые работы, и уже в 1937 году на объекте «Строительство №4» начался тяжёлый труд. На всю постройку было выделено 294,5 млн рублей. Командиру взвода Анатолию Черткову доверили самое сложное – работу поземного геодезиста. Срок окончания сдачи был назначен на декабрь 1939 года. Работы на земле проводили благодаря железнодорожным войскам, а непосредственно по тоннелю работали 900 специалистов и 1000 местных вольнонаёмных граждан. На карьерах использовался труд заключённых.

 

В общей сложности работу проводили около 5 тысяч человек. Строительство тоннеля осложнялось тем, что по проекту дорога не была прямая, а шла по сложной кривой. Поэтому точность требовалась максимальная. Чтобы построить тоннель, пробурили 4 вертикальные шахты, в них отпустили проходческие щиты, а затем бригады с этими щитами пошли друг другу навстречу. Для их работы не было специальной техники, всё делалось вручную – киркой и лопатой. 


Задача была поставлена – встретиться рабочим в одной точке. Было вырыто 7198 метров. В июне 1941 года произошла сбойка тоннеля. Максимальное отклонение составило всего лишь 1,5 см. Для завершения работ необходимо было ещё полгода. Но телеграмма, подписанная Сталиным, пришла с приказом о срочном завершении всех работ и начале запуска движения поезда по тоннелю. 12 июля 1941 года поезд с участниками строительства во главе с машинистом Василием Вожейко, который был потомственным железнодорожником, прошёл свой первый путь. В апреле 1942 года тоннель был принят правительственной комиссией в постоянную эксплуатацию. 


Он был оснащён вентиляцией, обогревом, освещением, откачкой воды, оповестительной и заградительной сигнализацией. Для безопасности была создана конструкция, которая могла затопить тоннель в течение 5 минут при проникновении в него врага. Выжить было бы просто невозможно. 
В 1945 году, накануне войны с Японией, по Амурскому тоннелю перевезут в пограничную зону солдат, а затем технику, которая придала уверенности Красной Армии в победе над японцами. Для этого даже на некоторое время снимут рельсы. 


Всевышний даровал людям удивительные знания и способности для осуществления, казалось бы, невозможного в те времена строительства подводного тоннеля. Настолько же уникален человек, разум которого способен совершить подвиг! Творец создал людей, наделив их силой, умом, настойчивостью и терпением для своего же блага. Права на ошибку у них не было. И они справились!

 

Что было после 

Вплоть до 1964 года объект оставался секретным. Затем он стал использоваться для движения грузовых составов. С начала 1980-х годов, после масштабного внедрения электрической энергии в проект Дальневосточной железной дороги, от Хабаровска до Биры начали своё движение и пассажирские поезда. Несмотря на то, что тоннель построили в максимально сжатые сроки, он превосходил остальные по качественности и прочности, поэтому сохраняет по сегодняшний день все свои эксплуатационные параметры. В настоящее время, конечно, он нуждается в реконструкции, которую планируют провести. 


На момент строительства Амурский тоннель являлся наибольшим в мире по протяжённости подводной части и самым длинным тоннелем в Советском Союзе. С завершением реконструкции мостового перехода через Амур в 2009 году появилась возможность приступить к ремонту тоннеля. По окончании ремонта пересечение Амура Транссибирской магистралью будет осуществляться уже по трём путям: два – по мосту, один – по тоннелю.
Так Амур стал частью большой истории. Река поражает своей красотой, охватывая на всём своём протяжении четыре природные зоны: степи, пустыни, леса и лесостепи. Она течёт по территории трёх стран: России, Монголии и Китая, а также делит границу между Китаем и Россией. Удивительно, что на двух берегах реки живут совершенно не схожие друг с другом две мировые культуры! 

Айшат Расулова

Комментарии (1)

  • Магомедов Омаргаджи Хизриевич
    22.12.2020
    👍