19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Путешествие из Кордовы в Россию

Имена первых путешественников, открывших для современников неизвестные земли и оставивших после себя подробное описание быта и культуры народов, известны многим. Это Марко Поло и Афанасий Никитин,

Наддод и Гардар – викинги, открывшие Исландию, и даже Колумб.

Об арабских историках и путешественниках широкой аудитории известно немного, но их труды известны учёным и на них опираются многие историки. 

 

Terra incognita 

Во второй половине X века славянские страны Центральной Европы были для арабов terra incognita (неизвестной землёй). Ибрагим ибн Якуб – единственный средневековый путешественник, чьи личные наблюдения по итогам посещения стран Балтики дошли до нас. 
Предполагается, что в коммерческих целях он начал свой путь из города Магдебург (Германия) на средней Эльбе к «крепости князя Накона... называемой Град... Море (Балтийское. – Прим. авт.) проникает в страну Накона с большим трудом, потому что все её земли состоят из луга, зарослей и болота». 


В этой цитате речь идёт о вожде славянского племени ободритов Нако, который возглавил восстание славян против германского короля и императора Отона I. Что же касается города Град, предположительно речь идёт о современном городе Ольденбург-ин-Хольштайн, который до XII века назывался Старигард (старый город). Но есть мнение, что речь идёт о славянском городе Микилин, ныне Мекленбург, к югу от балтийского порта Висмар.

 

Учёный без наследия

Так уж сложилось, что ни одно из произведений Ибн Якуба не сохранилось до наших дней. Практически всё, что нам известно, как и приведённые мною цитаты, – это выписки из книг других учёных, ссылавшихся на Ибн Якуба. При этом современные историографы отмечают правильный взгляд на отношение Руси к восточным славянам. 


В описаниях отдельных земель Ибн Якуб обращает особенное внимание на их производство, на цены, торговые пути, пролегавшие между этими землями. Это подтверждает, что в то время между Германией, Францией и Испанией происходило весьма оживлённое торговое движение, так как из этих земель кроме дорогого пушного товара, добывавшегося отчасти в России, везли в Испанию и в Северную Африку рабов, большая часть которых была обыкновенно из балтийских славян.


Это особенно заметно в описании Польши, называемой им по имени первого короля Мешко I: «Что касается страны Мешекко, то она является самой протяжённой из их (славян) стран, богата зерном, мясом, мёдом и рыбой. Он (король) взимает в чеканенной монете налоги, которые обеспечивают содержание его людей. Каждый месяц каждый получает из них (налогов) определённую сумму. Он имеет 3000 латников, а это такие бойцы, что их сотня стоит 10 тысяч прочих. Он даёт людям одежду, коней, оружие и всё, в чём они нуждаются.

 

Если у одного из них родится ребёнок, то, независимо от того, является ли он мужского или женского пола, король приказывает сразу выделить содержание. Когда же ребёнок достигает половой зрелости, то, если он мужского пола, король находит ему жену и уплачивает отцу девушки брачный дар. Если же это девушка, то король выдаёт её замуж и даёт брачный дар её отцу. Свадебный дар у славян большой, и их обычай в этом отношении аналогичен берберскому. Если у мужчины родятся две или три дочери, то они – причина его богатства; если, однако, родятся ему сыновья, то он беднеет. С Мешекко граничат на востоке русы, а на севере – брусы».

 

О курицах и краснухе

Сложно сказать, побывал ли Ибн Якуб на территории современной России, но в его трудах упоминаются руссы, как воинственное объединение славян: «Славяне смелы и воинственны, и, если бы они не раскололись на множество разобщённых групп и подразделений, то никакой народ на земле не устоял бы перед их натиском. Они населяют те страны, которые наиболее плодородны и наиболее обильны в средствах пропитания. Они занимаются с большим усердием земледелием и приобретением пропитания и превосходят в этом все народы севера. Их товары идут по земле и морю в Константинополь.

 

Большинство племён севера говорят по-славянски, так как они смешались со славянами, как племена Ултршкин, Анклий(ин), печенеги, Рус и хазары. Голод возникает во всех северных странах не вследствие отсутствия дождей и затяжной засухи, а лишь вследствие изобилия дождей и продолжительной влажности. Недостаток осадков не является у них пагубным явлением; так что никто, кого это касается, не боится такой ситуации из-за влажности их земель и сильного холода.

 

Они сеют в два сезона, в середине лета и весной, и собирают два урожая; больше всего они сеют просо. Холод является у них полезным для здоровья, даже если он силён, однако жара пагубна. Они не могут путешествовать в земли лангобардов, так как гибнут там из-за чрезмерной жары. Они хорошо чувствуют только тогда, когда их смесь застыла; если она, однако, тает и кипит, тело засыхает, и вследствие этого происходит смерть. Вообще среди них распространены две болезни; едва ли хоть один от них остаётся нетронутым ими.

 

Эти две сыпные болезни – краснуха и геморрой. Они избегают поедания цыплят, так как, по их утверждению, это вредит им и способствует краснухе. Напротив, они едят говядину и гусятину, и это идёт им на пользу. Они носят свободную одежду, узки только манжеты их рукавов. Их короли не дают взглянуть на своих женщин и чрезвычайно их ревнуют; иногда у них мужчина имеет 20 и даже более женщин. Большинство деревьев в их долинах – это яблоки, груши и персики.

 

Имеется там странная птица, которая зелёная сверху и повторяет все звуки людей и животных, которые она слышит. Иногда её ловят и устраивают на неё охоту. По-славянски она называется «сба». Там имеется также дикая курица, которая называется по-славянски «тетра». У неё вкусное мясо, а её ток с верхушки дерева слышен на фарсанг (персидская миля. – Прим. авт.) и даже дальше. Имеются две разновидности: чёрная и пёстрая, более красивая, чем павлины».


А вот что пишет исследователь о погоде и быте славян: «Земли славян очень холодные; и холоднее всего у них тогда, когда ночи лунные и дни ясные. Тогда становится очень холодно, и мороз становится сильным, земля – твёрдой как камень, все напитки замерзают, колодцы и ключи покрываются словно гипсом, так что они становятся, в конце концов, как каменные. Если люди сморкаются, то их бороды покрываются кусочками льда, которые подобны стеклу. Они их обламывают до тех пор, пока они не согреются у огня или не придут под крышу.

 

Если, однако, ночь темна и день пасмурный, тогда лёд тает, а холод ослабевает. В это время гибнут корабли, а их пассажиры погибают, так как на них высвобождаются изо льда рек этих стран глыбы, подобные «твёрдо установившимся» горам. Иногда, однако, удаётся молодому и проворному мужчине ухватиться за такую льдину и спастись на ней.


Бань они не имеют. Они делают только деревянную будку и затыкают её щели чем-то, растущим на их деревьях, похожим на мох, которым обрастают корабли, и называемым ими «мух». Он также заменяет смолу для их кораблей. Они строят в углу (будки) печь из камней и оставляют наверху, напротив неё (печи), отверстие, чтобы дым мог выходить. Как только становится тепло, они закрывают это отверстие и запирают дверь будки. Внутри имеется резервуар с водой; они льют теперь эту воду на раскалённую печь, так что поднимается пар. Каждый из них в руке держит связку сухой травы, ею он обмахивает себя воздухом. Тогда раскрываются их (тел) поры, излишнее из их тел выходит наружу и устремляется из них потоком; и не остаётся ни на одном от них ни чесотки, ни язвы. Они называют эту будку «изба».


Их короли путешествуют в больших, катящихся и высоких повозках на 4 колёсах и 4 прочных жердях, прямоугольных, на которые подвешивают на крепких цепях паланкин, покрытый парчой, так что сидящие внутри не испытывают сотрясения повозки. Такие повозки они подготавливают также для больных и раненых.


Славяне ведут войны с Румом, франками, лангобардами и другими народами, и военное счастье чередуется между ними».
Эту цитату приводит в «Книге путей и стран» Абу Убайд аль-Бекри, ссылаясь на Ибн Якуба.
Что же касается личности, то Ибрахим ибн Якуб аль-Исра’или ат-Тартуши был евреем по происхождению, долго жил в испанской Тортосе, находился в тесном контакте с халифами арабского двора в Испании. 


Предположительно в 966 году он вместе с посольством халифата прибыл ко двору Оттона I в Магдебург. И с торговыми поручениями посетил земли славян. После возвращения Ибрагим составил описание своего путешествия. 
Последнее издание сведений Ибрагима, изложенных у аль-Бакри в составе его «Книги путей и государств» (1068), было найдено в 1875 году Шарлем Шефером. Текст Ибрагима из этого сочинения извлёк лейденский ориенталист де Гуйе, затем в 1878 году Виктор Розен и Арист Куник опубликовали этот текст и комментарий к нему на русском языке. 


Его краткий, умело составленный очерк о славянах – ценный источник для истории славян вообще и западных в частности. 

Источник:
«Известия аль-Бекри и других авторов о Руси и славянах». Часть 1 // Записки Императорской академии наук. Том 32. Приложение      № 2. СПб. 1879

 

Сарат Саламова

Комментарии (1)

  • Магомедов Омаргаджи Хизриевич
    21.12.2020
    👍