Что губит человека?
(Продолжение.
Начало в предыдущих номерах)
В каких случаях и как ужбу (самодовольство) поражает человека?
Ранее мы рассказали о двух главных причинах, из-за которых поражается эго человека, и чем это чревато.
Следующие причины:
3. Неумение обуздать страсти (нафс)
Имам аль-Газали в своём знаменитом труде «Ихйа улум ад-Дин» пишет: «Первоочередная задача каждого человека — работать над очищением своего нафса, усердствовать в его обуздании, прибегая к разным методам борьбы и очищения. Если же человек не борется со своими страстями, не усмиряет их, то его эго (нафс) остаётся грязным и порочным. И какие бы знания в дальнейшем человек ни приобретал, все они будут откладываться на порочной стороне его сердца. И пользы от них он не получит, пока не займётся очищением своего эго. Такие знания бесплодны. Истинно правдивых же от болезни “ужбу” защитят их полезные знания».
Каждый применяет полученные знания в соответствии с тем, что у него в груди (в сердце): горделивые приумножают гордость, скромные — кротость.
4. Преувеличение благих деяний
Хасан аль-Басри رضي الله عنه сказал: «Если бы уста человека всегда были правдивы, а деяния добродетельны, то он приблизился бы к убытку в торговле (поступках)». Когда спросили: «Как понять слова “приблизился бы к убытку в торговле”?» Он ответил: «Это значит, его переполнило бы чувство довольства своим нафсом». Самодовольство сжигает человека, что в конечном итоге приводит к убытку его дел.
Хадис Пророка ﷺ гласит: «Если бы все слова человека были истиной, а деяния праведны, то он возгордился бы так, что в скором времени потерял бы рассудок» (аль-Байхаки). А гордыня, как мы понимаем, растлевает человека.
По сути, человек — слабое существо. Он с лёгкостью верит в то, что он лучше других. Если продолжительное время человеку сопутствует успех: он благочестив, набожен, доволен собой, но не следит за состоянием души, не вспоминает о сердечных болезнях, значит, ему грозит беда. Потому что это то время, когда за его самонадеянностью может скрываться серьёзная болезнь (ужбу).
Болезнь самодовольства незаметно подкрадывается к человеку, и никто от неё не застрахован. Любой, даже благочестивый мусульманин может угодить в её сети. Особенно тот, чьё слово весомо, имеет влияние на людей, кто старается полноценно совершать все свои фарз-намазы в мечети, соблюдает этикет, умеет наводить порядок в делах, держит слово, внимателен к детям, уважителен в семье и т. п. Это нелёгкое испытание.
Рассказывая о пророке Давуде (библейский Давид) u, Ибну Аббас رضي الله عنه отмечал, что несчастье, постигшее его, произошло из-за ужбу. Потому что Давуд u обратился к Господу со словами (смысл): «О мой Господь! Нет среди потомков Давуда тех, кто дённо и нощно не служил бы Тебе, не проводил бы своё время в молитвах и не прославлял Тебя. Мы постоянно делаем это». Когда он начал перечислять деяния совершающих поклонение и богослужение его последователей (в чём выражалось довольство собой), это не понравилось Всевышнему.
И Господь сказал (смысл): «О Давуд! Разве не с Моего благословения вы поклоняетесь? Если бы не было Моей поддержки и помощи, разве хватило бы у вас сил на это? Клянусь Своим могуществом, в один из дней Я оставлю тебя, отдав на поруки твоего нафса». И Давуд взмолился: «О мой Господь! Расскажи мне, в какой из дней?!» И в тот обещанный Господом день Давуд лишился благословения и впал в немилость» (аль-Хаким).
5. Приумножение лести и похвальбы
Самым опасным источником, питающим эго человека, является похвала и лесть в его адрес. Хвалить человека в лицо — значит губить его.
Однажды в присутствии Пророка ﷺ начали расхваливать некоего человека. Посланник Аллаhа ﷺ встревожился и сказал: «Да сжалится над тобой Аллаh ﷻ, что ты делаешь? Ты ведь отрезаешь голову своему товарищу! Он же может ошибиться, поверив в них (в твои слова)» (аль-Бухари, Муслим).
Тот, кого хвалят, может обмануться, поверив словам льстеца, потому что его нафс хочет услышать и принимает хвалебные слова. Самолюбие удовлетворено. И со временем такой честолюбивый с лёгкостью позволяет себе леность и послабление в поклонениях, равнодушие к грехам. Огонь лести разжигает в нём любовь к себе, окрыляет эго, подпитывает самолюбие и склоняет к грехам. В конце концов, у человека рождается уверенность в том, что он действительно лучше и достойнее всех остальных. Теперь уже на укрепившийся в тщеславии свой нафс он будет смотреть с гордостью и обожанием.
Мыслитель и правовед Абуль Хасан аль-Маварди сказал: «Причин, из-за которых возрастает тщеславие в человеке, множество. Наиболее сильной по воздействию является лесть окружающих».
(Продолжение следует.)
Перевод Халимат Магомедовой
Комментарии (1)