29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Мавлид — благословенное новшество

Мусульмане первых веков никак не выделяли этот месяц среди прочих. Любовь к Пророку ﷺ и память о его присутствии в мире была жива в мусульманской общине.

Однако со временем мусульмане, особенно обычние люди, стали забывать подробности его жизни и его учение, и чтобы возродить знание об этом, мусульманские правители и учёные сочли необходимым проведение в этом месяце особых мероприятий.

Известно, что впервые мавлид стали праздновать в XII веке (VI век хиджры) по указанию Музаффауддина ибн Зейнуддина, правителя сирийской местности Ирбиль. Для проведения первого мавлида он собрал известных учёных, хорошо знающих хадисы.
 Что такое мавлид? Имеет ли он историческую и каноническую обоснованность, в чём его польза для мусульман? Мнений и доводов много, но вот там ли ищут истину те, кто приводит аргументы против? Попробуем разобраться в смысле хадиса: «Каждое нововведение — заблуждение» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Итак, что же такое новшество (бида)?

Доводы, приведённые в нужном для автора контексте, могут сформировать у людей, не имеющих исламских знаний, однозначное представление о смысле этого слова. И, как правило, оно мало отвечает реальности.

Приведём некоторые факты из жизни сподвижников и их понимание действий (новшеств), которые не совершал Пророк ﷺ.

Совершение двух ракаатов намаза перед казнью

В достоверных сборниках хадисов приведён случай из жизни пленённого сподвижника по имени Хаббаб رضي الله عنه. Когда многобожники вели его на казнь, он попросил дать ему возможность совершить молитву перед смертью. Выполнив намаз в два ракаата, он сказал: «Если бы вы не подумали, что я испугался смерти, то продлил бы молитву, не ограничиваясь двумя ракаатами». После чего его казнили. (аль-Бухари)

Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Фатх уль-Бари» прокомментировал данный хадис: «Хаббаб رضي الله عنه был первым, кто проложил хорошую сунну совершения перед смертью двух ракаатов для всех пленных мусульман, приговорённых к казни». И, несмотря на то, что в общем нет указаний Пророка ﷺ на совершение молитвы перед казнью, этот намаз стал сунной для мусульман, что подтверждает имам аль-Бухари, который привёл данный хадис в своём сборнике. 

Добавление восхваления в намазе

«Мы совершали молитву за Пророком ﷺ, и когда он выпрямился со словами «Сами Аллаhу лиман хамида» («Всевышний Аллаh слышит восхваляющих Его»), тогда человек, стоящий позади, сказал: «Раббана ва ляк аль-хамду, хамдан касиран тайибан мубаракан фихи» (выражение хвалы Господу). После завершения молитвы Посланник Аллаhа ﷺ спросил: «Кто произносил эти слова?» Тот человек ответил: «Я». И Пророк ﷺ сказал: «Я видел более тридцати ангелов, спешащих записать вознаграждение за эти слова». (аль-Бухари)

Ибн Хаджар аль-Аскаляни, комментируя данный хадис, отметил: «Этот хадис является доводом дозволения чтения в намазе дополнительных молитв, зикра, не переданных от Пророка ﷺ, если это не противоречит переданной основе» («Фатх уль-Бари»).

Второй азан во время пятничного намаза

Ещё один интересный факт. Третий халиф Усман ибн Аффан رضي الله عنه  в пятничной молитве добавил второй азан из-за нужды в этом, как сказано во многих достоверных источниках.

Да, во времена Пророка ﷺ был установлен один азан, и добавление второго можно было бы счесть нововведением, однако кто может оспаривать знания халифа Усмана رضي الله عنه, который часто бывал рядом с Пророком ﷺ, или знания сподвижников, ставших свидетелями данного решения?!

Объединение стихов Корана в одну книгу

Многие сподвижники знали Коран наизусть, а записи и отдельные отрывки Корана были зафиксированы на камнях, шкурках, дощечках и т. п. После одного из больших сражений Умар ибн Хаттаб رضي الله عنه посоветовал халифу Абу Бакру ас-Сиддику رضي الله عنه собрать тексты Корана в одну книгу, так как хафизы нередко погибали в битвах.

Ответ Абу Бакра رضي الله عنه Умару رضي الله عنه требует особого внимания, он сказал: «Как я сделаю то, чего не делал Посланник Аллаhа ﷺ?» Но Умар رضي الله عنه был настойчив, он стал приводить аргументы в пользу данного решения. Тогда Абу Бакр رضي الله عنه сообщил: «Аллаh ﷻ открыл мне сердце для понимания того, к чему призывает Умар v». Он позвал сподвижника Зайда ибн Сабита رضي الله عنه, который прежде записывал откровения, посланные Пророку ﷺ, и поручил ему собрать Коран в единую книгу. (аль-Бухари)

Невольно возникает вопрос: разве сподвижники не слышали об этом хадисе: «Каждое нововведение — заблуждение»? Нет, конечно же, сподвижники лучше всех понимали хадисы Пророка ﷺ. Получается, что мы не всегда правильно понимаем смысл благородных хадисов.

Мнения учёных ахлю-сунны валь джамаа относительно хадиса о новшествах

Имам ан-Навави считает: «Этот хадис содержит общее понимание и указывает на те нововведения, которые в основе Шариата не имеют доводов и ранее не совершались. Поэтому учёные разделяют нововведения на обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные и запретные» («Шарх Сахих уль-Муслим»).

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал: «Под словами «каждое новшество — заблуждение» имеется в виду то, что появилось в религии без общего или частного довода после того, как Пророк ﷺ покинул этот мир. И если нововведение содержит благое, то это желательное нововведение» («Фатх уль-Бари»).

Что значит «хорошее новшество» (бида), а что — «плохое»?

Пророк ﷺ указал на особые поклонения, определив конкретное время, место, ракааты и т. д. Утренняя молитва, к примеру, установлена в конкретное время — с рассвета до восхода солнца, в два ракаата. Но предположим, что по какой-то причине вы решили добавить ещё один ракаат, оправдывая поступок поклонением Всевышнему. А кто-то решит изменить время молитвы, число земных поклонов, а то и вовсе совершит намаз на неарабском языке — вот эти действия противоречат в своей основе Сунне Пророка ﷺ и являются запрещённым новшеством.

Но если вы, руководствуясь общим велением читать зикр (поминание Аллаhа ﷻ), салават — без обозначения времени и места, сами определите для себя и время, и место, например: «после каждого намаза буду читать один джуз Корана», то это не является новшеством.
Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Учёные сошлись в мнении о дозволенности хорошего новшества, и есть надежда на получение вознаграждения человеку, выполняющему это дело с благой целью. Таковыми являются:

- исламские учебные заведения,

- институты, издание богословских книг, исламские типографии, исламское телерадиовещание, газеты,

- исламские конференции, собрания для мавлидов, соболезнования по телеграмме, строительство минаретов для мечетей,

поездка в хадж на автотранспорте и самолёте, изучение наук для разъяснения положений Ислама, таких как усуль (основы), фикх (законоведение),

- тафсир (толкование Корана), маан (риторика), мантик (логика),

- нахв (синтаксис), сарф (морфология), тасаввуф (тарикат), совершение коллективных намазов-таравих в месяце Рамадан, двукратное чтение азана для пятничного намаза, строительство каменных мечетей, украшенных орнаментом, и многое другое.

Всего этого не было во времена Пророка ﷺ, это появилось позже, в основном во времена асхабов, таби-инов, имамов четырёх мазхабов. И они это всё одобряли ввиду того, что это не противоречит Корану, хадисам и основам Шариата.

О том, что человек получает от Аллаhа ﷻ вознаграждение за введение подобных вещей, Посланник Аллаhа ﷺ в своём благородном хадисе сказал: «Кто придумывает в Исламе что-то хорошее и полезное, тот получит воздаяние за это, а также за то, что совершали другие, следуя данному пути, при этом нисколько не уменьшая их воздаяние» (Муслим, ан-Насаи, Ибну Маджах, ат-Тирмизи).

Итак, мавлид — это благословенный и радостный маджлис, где читают и слушают Коран, многократно произносят благословение Пророку ﷺ (салават), рассказывают о благородной Сунне (хадисы), о его жизни (сира), в конце раздают угощения и обращаются с мольбой ко Всевышнему. 
 Всевышний Аллаh в достопочтимом Коране сказал (смысл): «Пусть они выражают радость в честь благости и милости Всевышнего Аллаhа вам» (сура «Юнус», аят 58).

Иными словами, Всевышний повелел нам радоваться милости, а Пророк Мухаммад ﷺ — наибольшая милость, ибо сам Создатель об этом сказал (смысл): «Мы послали тебя (о Мухаммад ﷺ) милостью для всех миров» (сура «Аль-Анбийа», аят 107).
О Аллаh ﷻ, помоги нам достойно провести этот благословенный месяц, выражая радость по случаю рождения Пророка ﷺ, проводя мавлиды, изучая и распространяя знания о лучшем из творений Всевышнего — Мухаммаде ﷺ — Милости миров. Аминь!

Комментарии (3)

  • Хакимов Рахматула Хадисович
    11.12.2020
    МашаАллагь 👍👍👍
  • Магомедов Алигаджи Магомедгаджиевич
    10.12.2020
    👍🏻👍🏻👍🏻
  • Магомедов Омаргаджи Хизриевич
    10.12.2020
    👍👍👍