24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.10.2020 (по Шафии)

1. Можно ли упрекать человека за то, что он не соблюдает сунну Пророка ﷺ?

Упрекать человека за оставление сунны, как, например, сбривание бороды, отсутствие привычки читать азкары после намаза и др., недопустимо, так как принцип «Повелевай добро и предостерегай от зла» не предусматривает желательное (сунна, мандуб) и нежелательное (макрух). Однако допустимо и даже желательно делать наставление в предельно деликатной форме, без упрёков. («Аз-зваджир ‘ан иктираф иль-Кабаир»)

 

2. Нужно ли менять саван покойного, если на него попала наджаса (нечистоты) в каком-либо количестве? И что делать, если из тела покойного продолжают выходить кровь (нечистоты) и пачкают его тело и саван?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии, Абу Бакр ибн Мухаммад Шата ад-Димъяти в своей книге «Ианат ат-Талибин» пишет: «Условием действительности джаназа-намаза за покойного является предварительная чистота тела мёртвого, а также всего того, что соприкасается с ним, от нечистоты (наджасы), наличие которой не прощается. Это является условием и для живого человека, т.е. того, кто совершает джаназа-намаз. Поэтому джаназа недействителен, если есть наджаса на теле мёртвого, на его саване или, к примеру, на ножке носилок, на которым он находится».

 

Известный учёный Мухаммад ибн Шихабуддин ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет: «Если после купания мёртвого до или после окутывания его в саван наджаса выйдет из его тела или половых органов, или же на его тело в конце купания, или после купания извне попадёт наджаса, необходимо её удалить, но возобновлять купание или другое (малое омовение) нет необходимости». 


Сулайман ибн Мухаммад ибн Умар аль-Буджайрими в своих комментариях к книге «Манхадж» пишет: «Если невозможно мытьём остановить кровь, которая выходит из мёртвого человека, то купание мёртвого и джаназа-намаз за ним считаются действительными, так как он подобен человеку, у которого недержание мочи…».


Далее он пишет: «Из этого сравнения следует вывод, что необходимо сразу после купания наполнить ватой и тому подобным место, откуда выходит кровь, наложить на это место повязку и сразу же приступить к джаназа-намазу за покойным. 
Если же отложить намаз по причине, не связанной с пользой для джаназа-намаза, например из-за ожидания большого количества людей для джаназа-намаза, так как это сунна, то всё: наполнение ватой и накладывание повязки – необходимо возобновить, предварительно смыв наджасу».


Заключение:
Саван, на который попала наджаса, наличие которой не прощается, менять необязательно. Достаточно очистить это место от наджасы вне зависимости от того, откуда и когда она туда попала.
 

 

3. Правда ли, что усопшего в могиле наказывают за то, что его громко оплакивали?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Разрешается плакать по умершему как до его смерти (и в этом вопросе есть единогласие учёных), так и после». 


Далее Ибн Хаджар пишет: «Запрещается оплакивать покойного, перечисляя его достоинства, к примеру, описывая его, каким он был хорошим для семьи, для соседей и т.д.».


«Запрещается также громко стенать, перечисляя качества покойного, даже не сопровождая это плачем». 


«Запрещается проявлять скорбь, ударяя себя в грудь, разрывая на себе одежду, распускать или рвать волосы, менять одежду или форму, отказываясь от обычной». 


«Покойного не наказывают за то, что его родственники или близкие совершали эти или похожие действия. А то, что передано о наказании покойного (по причине воплей и стенаний по нему), большинство учёных отнесли к тому случаю, когда покойный завещал им такое поведение. Некоторые учёные сказали, что покойный будет наказан, если он не запрещал этого при жизни, поскольку его молчание подобно знаку согласия. Поэтому крайне важно запрещать это семье, близким в силу полемичности этого вопроса». («Тухфат аль-Мухтадж»)
 

 

4. В какое время и как совершается ишрак-намаз? И какая награда обещана за его выполнение?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «К суннат-намазам, совершаемым индивидуально (не коллективно), относится двухракаатный «ишрак»-намаз, совершаемый после восхода солнца и прохождения нежелательного времени (для совершения определённых суннат-намазов), и это не является намазом зуха».


То есть намаз «ишрак» совершается после поднятия солнца относительно нашего зрения над горизонтом приблизительно на три с половиной метра. Это время наступает спустя 12—15 минут после полного восхода диска солнца над горизонтом.


А что касается награды, обещанной за совершение этого намаза, то в хадисе Посланника Аллаhа ﷺ, переданном от Анаса ибн Малика رضي الله عنه, сказано: «Кто совершит утренний намаз в джамаате (коллективно), затем до восхода солнца останется сидеть, поминая Всевышнего, а после совершит двухракаатный суннат-намаз, тому вознаграждение за это будет подобно вознаграждению за хадж и умру». И дважды добавил: «Полноценные, полноценные!» (ат-Тирмизи).

 

5. Может ли мастер, договорившись с продавцом, получить скидку на стройматериалы для заказчика и оставить эти деньги себе, не уведомив его?

В данном случае мастер считается человеком, уполномоченным на приобретение стройматериалов. Следовательно, он не может оставить из этих денег что-либо себе, не поставив в известность заказчика и не получив его согласия. («Хашия аш-Ширвани»)

 

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).

Комментарии (1)

  • Магомедов Омаргаджи Хизриевич
    07.12.2020
    👍