25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Общество

Имам аль-Газали: путь к совершенству

Путь к Исламу, ильму (исламской науке) у очень многих, а поначалу только у этнических мусульман, начинался с книг аль-Газали.

 Осознанность в Исламе, любовь к исламским наукам этого учёного оказалась столь сильна, что даже спустя столетия после его жизни на земле его слово освещает путь многим из нас. Помню, мне запомнилась одна фраза: «Лучшее, чем я могу быть занят, — это преподавать и обучаться». 

Те, кто читал о жизни великого учёного, знают о том, сколько наук он постиг, и не только постиг — он открыл некоторые из направлений наук. Будучи сиротой, он попал в медресе, куда его отправили с братом не только за знаниями, но и потому, что они как сироты остались без опекунства, без средств к существованию. В медресе же было бесплатное питание и ночлег.

 

Позже Абу Хамид аль-Газали писал: «Мы начали искать знания не ради Аллаhа ﷻ, но Он захотел, чтобы это было только ради Него». Это было мечтой его отца. Он очень хотел сам получать знания, но вся его жизнь прошла достаточно просто, в ежедневном труде по обеспечению семьи. Так и отошёл он в мир иной с несбывшейся мечтой, но на смертном одре просил соседа-суфия помочь его сиротам стать учёными. Тот исполнил данное обещание. 

Имам аль-Газали с огромным уважением и благоговением относился к своим учителям в медресе, а учился он с таким усердием, что не заметить способного ученика было невозможно. Ну, и его талантливость, способности, конечно, тоже, хотя какой процент от этого составляло его личное трудолюбие в постижении знаний, сейчас сложно высчитать, провести диагностику его личности. Но разве не согласимся мы с известным высказыванием, что «гений — это два процента таланта и 98 процентов упорного труда»?

А о потрясающей работоспособности имама аль-Газали нам известно из его биографии. Он знал наизусть сотни тысяч хадисов, ежедневно прочитывал Коран от начала до конца, его труды переводили на латынь в Европе, также они были переведены на иврит и использовались еврейскими мыслителями. Он оказал огромное влияние не только на арабскую философию, но и на европейскую. 

«Люблю учить и учиться»

Как попасть в лучший класс, к лучшему учителю, писать курсовую или дипломную у самого сведущего преподавателя? Такими вопросами мы и наши родители озадачиваемся как в начальной школе, так и в последующем, когда получаем высшее образование. Совершенный учитель — идефикс не только современного, но и прежних поколений. Но только ли знания лежат в основе того, чтобы учитель был талантлив в передаче знаний? В процессе воспитания личности? 

Хороший учитель — это тот, кто имеет правильную духовную направленность личности. Если можно так выразиться, он должен быть целомудренным. Уверения о том, что гениям всё простительно, — не больше, чем фейк, и не только наших дней. Напомню, интеллект неотделим от личности, — и каким образом распущенная личность с высоким интеллектом может нести истину, истинные знания, истинное благо? А разве знания — это не благо? 

Но вернёмся к личности аль-Газали. Это был человек редчайшей скромности и простоты. Описание характера выдающегося учёного доказывает, что гений — это и целомудрие, и простота натуры человека.

«Мозг человека создан для того, чтобы учиться» 

Более того, мозг человека хочет учиться, и мы в некоторой степени приглушаем зов его, потребность его, когда не даём ему эту пищу, пищу для его развития — образовательный процесс. Возможностей сейчас много, можно воспользоваться любой удобной формой, даже если речь идёт о чтении книг, познавательной литературы — это тоже процесс получения знаний. 

Мухаммад аль-Газали в полной мере утолил познавательные потребности своего ума, но на этом он не остановился. 
Удивительно, мы, простые люди, приходим к какому-то важному осознанию, к очищению себя, своей духовности нередко через какие-то испытания, ведь, как известно, одна беда наставляет лучше, чем тысяча наставлений.

Но только не тогда, когда речь идёт о личности такой высокой внутренней культуры и самоорганизации, как у имама аль-Газали. Он почувствовал, что привязался к благам земной жизни, и уже этого сигнала ему хватило, чтобы немедля предпринять меры по спасению и развитию своей духовной составляющей, которая по всем меркам была и так весьма высока — он вёл образ жизни истинного мусульманина, помимо своих научных успехов.

Сердце жаждало великой встречи, особого пути приближения ко Всевышнему Аллаhу, и он внял своему сердцу. Он проследил за своей деятельностью и обнаружил, что хочет заниматься только теми науками, которые принесут пользу на том свете. 

Отрывок из книги имама «Избавляющая от заблуждения», где аль-Газали описывает путь суфиев и своё вступление на этот путь: «Далее, покончив с этими науками (калам, философия, учение талимитов), я устремил своё внимание на путь (тарикат) суфиев. Я узнал, что их путь в совершенном своём виде включал и теорию, и практику. Суть их практики заключалась в том, что они до сих пор занимались искоренением страстей души и освобождением себя от её дурных наклонностей и порочных свойств, пока не добивались таким образом очищения сердца от иных мыслей, кроме как о Всевышнем Аллаhе, и украшая его поминанием Его. Теория суфиев оказалась для меня более лёгкой, чем их практика». 

Так имам аль-Газали пришёл к тому, что требовала его душа, — к уединению, избавлению от привязанностей земной жизни, которые он обнаружил в себе и постепенно искоренял в поклонении Всевышнему Аллаhу. В данном случае не потребовалось тяжких лишений, чтобы обратить свой лик к Единственному, в обращении к Которому утешатся сердца и души, потому что речь шла о высокой личности. 

Источник — Свет 

Имам аль-Газали провёл в уединении 11 лет. 

«…В течение этих лет уединения передо мной раскрылись вещи, которые невозможно ни перечислить, ни разобрать. Для пользы дела я упомяну лишь вот о чём. Для меня стало совершенно достоверным, что теми, кто идёт по пути Всевышнего Аллаhа, являются именно суфии, что их образ жизни — наилучший образ, что их путь — наилучший путь, и что их нравы — наичистейшие нравы. Я могу сказать больше. Если бы собрать воедино разум разумных людей, мудрость мудрецов и знание знатоков Божественного закона, с тем чтобы они хоть что-нибудь изменили в образе жизни и нравах суфиев с целью внести в них хоть какое-нибудь улучшение, они не знали бы, как это сделать. Ибо все дела и поступки суфиев, все их тайные и высказанные помыслы имеют своим источником свет, исходящий из ниши Пророчества, а на земле нет иного света, которым могли бы руководствоваться люди». 

Мухаммада аль-Газали чрезвычайно точно характеризуют такие слова известного учёного Мухаммада ибн Яхйя ан-Нисабури: «Никто в мире, кроме тех, кто достиг или уже достигает совершенства интеллекта разума, не в состоянии узнать и понять имама аль-Газали и его достоинств подобающим образом».

Он не искал авторитета, не искал мирских наслаждений, не требовала его душа почитания и популярности, и поэтому он являлся совершенным учителем для общины Пророка ﷺ. 

Айша Тухаева

Комментарии (1)

  • Магомедов Омаргаджи Хизриевич
    07.12.2020
    👍