25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Пентеконтера в мусульманском обществе

Что такое пентеконтера?

В современной европейской философской традиции возникло учение о так называемых «лишних людях», с помощью которых древнегреческая цивилизация совершила качественный скачок в переходе от практического мышления к теоретическому, развитию тактики и стратегии. 

Краткая суть его в том, что традиционные общества Греции отличались высоким уровнем рождаемости —  в связи с высокой детской смертностью это было необходимо, чтобы обеспечить хотя бы одного наследника, однако в некоторых семьях выживало двое или трое сыновей, младшим из которых ни материального наследства (в виде земельного надела или дома), ни практического наследства (в виде обучения семейной профессии: кузнец, плотник, гончар…) не полагалось. 


В свою очередь, это потребовало от капитанов кораблей развития теоретического мышления, тактики и стратегии, чтобы каждый раз обходить защиту городов. 
В чём же смысл идеи? А в том, что развитие общества вне кризисных ситуаций рано или поздно приведёт к стагнации или даже деградации. 
Теперь вернёмся к Исламу. Древнее арабское общество находилось как раз в стадии стагнации. В нём происходила традиционная передача навыков и знаний от отца к сыну или от учителя к ученику посредством традиционных, выработанных годами алгоритмов с последующим контролем их выполнения. 


В подобном обществе мышление не только не является полезной функцией, но в определённой степени оно даже вредно, поскольку мешает нарабатывать алгоритмы. Де-факто это состояние арабского общества происходило начиная с эпохи пророка Ибрахима (Авраама) u вплоть до прихода Пророка Мухаммада r. Изменить и способствовать развитию общества могла только так называемая «аномалия», которой стал специалист, обладающий лучшими качествами — Пророк r.


Но одного этого было мало. Аномалия должна была быть «несовместимой с прежним образом жизни, должна была представляться как абсолютно новая истина, однако вместе с тем быть неустранимой, типичной и повторяющейся». Эти её качества обеспечивались и поддерживались Посланником Госпада r и первой мусульманской общиной. Жизненно важная социальная ситуация, решение которой невозможно без активного участия навыка теоретического мышления и которая поэтому стимулирует становление и рост навыка теоретически мыслить, была обеспечена путём противостояния мусульманской общины Мекки и традиционных многобожников, что вынудило сначала отринуть многие расовые и клановые предрассудки, обеспечить эффективное взаимодействие между членами общины, выработать методы по снижению эффективности блокады, а затем и вовсе выйти на дипломатические контакты и основать общину, а потом – новое государство в Медине. 


Образование совершенно новой уммы и государства с абсолютно новой системой потребовало полного декодирования и повторного кодирования мышления первых мусульман. Возможно ли это? Да, если мы будем брать в качестве руководителя человека с абсолютно иными духовными качествами, каким и являлся Посланник Аллаha r. А затем, в качестве второго этапа, им предстояло синтезировать новые алгоритмы, которые соответствовали бы законам Ислама. Этот процесс оказывался крайне благотворным для развития аналитического мышления, тактических и стратегических функций мозга. Иначе говоря, подобная перезагрузка приводила к постепенному появлению в умме людей, которые по своим психологическим характеристикам и уровню интеллекта стояли гораздо выше. 


Это и произошло в ближайшие годы. Иначе как можно объяснить (кроме прямого Божественного вмешательства) факты, когда не большое количество сподвижников-мусульман обращала в Ислам целые регионы и государства? Или как мусульмане Золотого века Халифата настолько смогли продвинуть вперёд науку, что по их книгам, переведённым на латынь, преподавали университеты Европы вплоть до XIX века?


Нередко можно прочитать упрёки в том, что современные мусульманские страны и регионы погрязли в стагнации, коррупции и вообще на фоне Европы или Северной Америки выглядят деградирующими. С точки зрения пентеконтеры современная мусульманская умма нуждается в появлении современных лидеров и «передача тысячелетних алгоритмов из уст в уста», какой бы она ни была эффективной, в настоящем себя частично изжила.

 

Для мусульман крайне необходим новый толчок для развития мыслительных процессов и развития собственного наследия, а не простое соглашение или отрицание наработанного западным миром. В современной умме периодически появляются неординарные личности: алимы, учёные, исследователи, общественные деятели, которые способны изменить традиционные алгоритмы, не вмешиваясь при этом в законы и положения Ислама, что приведёт к бурному развитию современного мусульманского общества. 

Фатима Манзур. Исламабад, Пакистан
 

Комментарии (1)

  • Магомедов Омаргаджи Хизриевич
    07.12.2020
    👍