Согласно ханафитскому мазхабу, продажа золотых и серебряных изделий с отсрочкой платежа (в долг) дозволена, если оплата будет производиться денежными средствами.
Если же происходит обмен золота на серебро или серебра на золото, то необходимо, чтобы обмен происходил сразу на месте, то есть без отсрочки. («Аль-Мавсуат аль-Фикхият», «Хашияту Ибн Абидин»)
2. Могу ли я дома, когда одна или с мужем, находиться без хиджаба или платка? Я имею в виду не покрывать только волосы
Да, можете. («Лубаб»)
3. Нужно ли в намазе стараться читать красиво? Читал ли Пророк ﷺ на себя салават (благословение) в намазе и вне намаза?
Желательно стараться читать красиво, так как Пророк ﷺ говорил: «Украшайте Коран своими голосами» (Абу Давуд, аль-Хаким).
Да, Посланник Господа ﷺ читал салават на себя как в намазе, так и вне его. («Хашияту Тахтави»)
4. Мне предложили выйти замуж и заключить со мной никях. Сначала он говорил, что никях заключим в мечети, а теперь предлагает совершить у себя дома. Можно ли это, и будет ли такой брак действительным? И ещё, мне 48 лет, отец у меня давно умер и родственников по отцу тоже нет. Могу ли совершить никях без опекуна?
По мнению имама Абу Ханифы, вы можете выдать себя замуж без опекуна. Желательно совершить обряд никяха в мечети, но можно и дома. Обязательно наличие двух свидетелей из числа совершеннолетних, богобоязненных мужчин или одного мужчины и двух женщин. Настоятельно советуем, чтобы обряд никяха был заключён компетентным алимом (учёным) или имамом мечети. («Дурар уль-Мухтар»)
5. Друг дал мне 300 тысяч рублей, чтобы я купил ему машину определённой марки. Я поторговался с продавцом, он отдаёт эту машину за 250 тысяч. Могу ли я, не говоря другу, оставить себе 50 тысяч?
Нет, нельзя, так как вы в данном случае выступаете в качестве уполномоченного, поэтому необходимо обо всём рассказать другу.
6. Во время совершения намаза проглотил мокроту. Нарушается ли от этого намаз?
Нет, ваш намаз действителен. («Мараки Файлях»)
7. Разрешено ли по ханафитскому мазхабу есть щуку?
Да, есть щуку дозволено. («Дурар аль-Мухтар»)
8. Что делать, если муж в гневе дал два развода? Я тогда была беременна. Это развод?
В данном случае получается, что он дал вам два развода. А то, что он был в гневе, не аннулирует их. Если человек дошёл до сумасшествия, так, что не понимает, что говорит и делает, то такой развод недействителен. Однако подобное состояние очень редкое явление, потому что почти всегда мужчина осознаёт, что он делает, и намеренно даёт развод, пусть даже в гневе. Если он дал вам лишь два развода, то у него есть возможность вернуть вас до того, пока у вас не родится ребёнок. Для этого ему достаточно сказать, что возвращает вас. Если же не вернёт вас до рождения ребёнка, то после родов он сможет вернуть вас, только лишь заключив новый никях. («Бадаиу Санаи»)
9. Можно ли назвать ребёнка немусульманским именем?
Если смысл имени не содержит унижения или не противоречит религиозным нормам, то назвать таким именем можно. Однако желательно дать красивое мусульманское имя, такое как Абдуллах, Ахмад, Фатима и т. д.
Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Поистине, в Судный день вас будут призывать вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!» (Абу Давуд).
10. Нужно ли платить закят с плодовых деревьев? Если да, то как высчитывать?
Согласно мазхабу имама Абу Ханифы, нужно обязательно выплачивать закят, если деревья поливались дождём или же растут рядом с рекой, то есть питаются влагой из почвы. Выплатить в таком случае необходимо 1/10 часть. Если же человек поливал сам, то выплачивается 1/20 часть. («Джавахиру Найра»)
11. Считается ли ребёнок мусульманином, если при рождении в его ухо был прочитан азан? Нужно ли ему в сознательном возрасте произнести шахаду (слова свидетельства о единстве Господа и пророчестве Мухаммада ﷺ), или человек уже является мусульманином с детства?
Любой ребёнок до совершеннолетия считается мусульманином, даже если родители его не мусульмане. По этому поводу Пророк ﷺ сказал: «Каждый ребёнок рождается с присущим ему качеством быть мусульманином (фитра), но потом родители делают его иудеем, христианином или язычником» (аль-Бухари). После совершенолетия ему необходимо соблюсти все предписания религии, в том числе и произнесение шахады. («Ихтияр ли талили Мухтар»)
12. Намереваюсь жениться, но моих родственников в городе нет, чтобы были свидетелями, есть только родня со стороны будущей жены. Скажите, пожалуйста, как сделать никях, учитывая данную ситуацию, чтобы не нарушать при этом религиозные нормы?
Необязательно, чтобы свидетелями были именно ваши родственники. Главное, чтобы свидетели были совершеннолетними, здравомыслящими мусульманами. Свидетели — это либо двое мужчин, либо один мужчина и две женщины. («Бахру Раик»)
Мухаммад-фарук Азимов