20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

В спешке не потеряй надежду

Мы постоянно торопимся. Сначала — вырасти, потом — жить. Торопимся на работу и с работы. Торопимся купить по скидке, сказать «всю правду», стать первым, забыть прошлое…

Их много — целей. Великие и не очень, они ждут, когда мы их достигнем. Но, взяв одну высоту, мы не останавливаемся, а бежим брать новые. Бежим со всех ног. А где же благородная размеренность, что была у наших предков? Размеренность, при которой они успевали никак не меньше нашего. Да-да, как и мы, они делали ровно столько, сколько было им предписано. Только — без суеты и беготни.


В хадисе Пророка Мухаммада ﷺ сказано: «Выдержка — от Аллаhа , а спешка — от шайтана» (ат-Тирмизи). Если сатане удаётся хоть что-то нам внушить, то это всегда вредно. Вот и «поспешить» уравнялось с «насмешить». Но это полбеды. Ведь есть вопросы, в которых торопливость может обернуться действительными проблемами. 

 

Поспешишь — не только насмешишь

Если вдуматься, спешка означает нацеленность на результат. Причём нацеленность такой силы, что человек хочет ускорить время и поскорее стать «покорителем» цели. Но так как ход времени ему неподвластен, то он считает, что надо ускоряться самому. Так в жизни появляется спешка. Она чревата промахами, ссорами, тратой времени на исправление ошибок и другой нервотрёпкой. 


Существует ещё один вид торопливости.

Он возникает в наших обращениях к Аллаhу ﷻ (дуа), грозя превратить их в «безответные». 
Так, произнося мольбу, мы нередко торопимся в буквальном смысле. Не вдумываемся в сказанное, тараторим по инерции. При этом язык, ум и сердце будто не знакомы друг с другом и в момент молитвы разобщены. О таком нерадивом обращении к Творцу Пророк Мухаммад ﷺ отзывался как о том, которое не будет принято Всевышним: «Молите Бога с уверенностью в ответе. Знайте: Он не отвечает на мольбу беспечного и невнимательного сердца» (из сборников имамов ат-Тирмизи и аль-Хакима). 

Итак, одна из причин того, что наша мольба (дуа) может оказаться непринятой, — это поспешное, невдумчивое её произнесение. Но есть и другая причина, которая тоже связана с торопливостью.

 

Спешка ни к чему

Мы знаем, что только Аллаh ﷻ способен дать людям то, о чём они просят. Он Творец всего. Однако не все люди обращаются к Создателю. Кто-то не умеет. Но немало и тех, у кого не хватает терпения для постоянных дуа. 


Это может показаться нелогичным. Как можно прекратить выполнять то, в чём есть персональная польза? Однако, при всей нелогичности, это обыденно. И мы нередко можем или забыть попросить помощи у Аллаhа ﷻ, или, обратившись раз-другой, отступить — дескать, не сработало. 
Но ведь мольба — это суть поклонения, как объяснял Пророк ﷺ. Чтобы она была правильной, а значит, угодной Аллаhу ﷻ, а также действенной и вдохновляющей нас самих, её нужно сделать неутомимой. 


Обращение к Творцу отражает надежду человеческой души на Его Милость и Помощь. Однако надеяться — это тоже труд души. Тот труд, который заключается в ожидании хорошего итога на фоне неизвестности и непредсказуемости будущего (хоть дальнего, хоть ближнего). 
Возможно, в этом и кроется разгадка. Ведь нетерпеливый человеческий нафс (эго) ленится трудиться. В том числе и настраиваться на хорошее. Ему легче перестать надеяться, остановить свои мольбы к Аллаhу ﷻ, начать жалеть себя или даже обижаться. Действительно, всё это выглядит куда более легким. Но — только выглядит. 


На самом же деле халатность в обращении к Аллаhу ﷻ таит в себе горделивость и заносчивость, исходящие от главного их носителя — шайтана. Попустительство проклятому означает для человека крах. Крах физический и духовный. Он может случиться не сразу, ибо Милостивый Аллаh даёт человеку шансы исправиться. 


Так, избежать трагической перспективы можно посредством большого внутреннего усердия. Оно заключается в том, чтобы не уставать надеяться на Милость Творца и не останавливаться в обращениях к Нему. Душевные силы для этой работы даёт Вера во Всевышнего и чистое поклонение Ему. В результате рождается доверие к Нему. 


В Священном Коране Аллаh ﷻ обещает ответить каждому, кто к Нему обратится. Благо, у нас нет ни малейшего повода сомневаться в Речи Создателя!  


Известны несколько форм, в которых может случиться ответ Всевышнего на наши дуа-мольбы. Не касаясь пока их, отметим, что, научившись доверять Аллаhу ﷻ, мы овладеваем спасительным умением избавляться от спешки: и в делах, и в мольбах. Согласитесь — серьёзный результат.   

Гузель Ибрагимова
 

Комментарии (1)

  • Магомедов Омаргаджи Хизриевич
    02.12.2020
    👍