Незнание сущности своего нафса (эго)
Как мы отмечали ранее, наше эго наполнено страстями (явными и скрытыми).
Что же подразумевается под самими страстями? Это сильная тяга, ярко выраженные эмоциональные чувства, влечение человека к чему-либо или к кому-либо. Каковы же причины, подталкивающие человека к страстям? Что побуждает или вызывает у нас эту склонность? Таковых причин много. Не исключено, что и сатана побуждает нас к этому. Однако среди множества причин в первую очередь перечисляется и женщина.
Что это значит? То, что женщина является самой большой искусительницей, обольстительницей, побуждающая в мужчине страсти. Ведь в Коране сказано (смысл): «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям (получаемым) от женщин, сыновей, накопленного золота и серебра в огромных количествах, от породистых скакунов, от скотины и посевов…» (сура «Аль-Имран», аят 14).
По этому поводу Пророк ﷺ сказал: «Я не оставил после себя более сокрушительной (злотворной) для мужчин смуты (фитны), чем женщина» (аль-Бухари, Муслим).
За ними же (женщинами) в аяте следуют рождённые от этих женщин дети. Здесь акцент делается на сыновьях, а не на дочерях. Как мы знаем, сыновья являются той опорой для родителей, которые оказываются рядом и подставляют мужское плечо в трудный час. Фактически человек больше привязан к сыну и дорожит им, чем своим имуществом или состоянием. Как об этом отмечается в другом аяте Корана (смысл), «…сыновья – украшение земной жизни» (сура «Аль-Кахф», аят 46).
Вторая причина – скрытые страсти человека. Тот, кто подвержен скрытым страстям, любит, чтобы люди обращали на него особое внимание, как-то выделяли его, хвалили. Если хотите определить, подвержены ли вы скрытым страстям, проследите, меняется ли ваше состояние души, внутренний настрой, когда кто-то хвалит вас, говорит одобрительные слова в ваш адрес. Греется ли ваше сердце, слух от похвальных слов. Вспоминаете ли в течение дня или ночи комплимент, сделанный вам. Если да, то вы страдаете скрытыми страстями и зависимы от них. Это называется поражение человека скрытыми страстями.
Если человек будет довольствоваться каждым добрым словом, сказанным в его адрес, верить в то, что он лучший, то нет сомнения, что постепенно такой человек станет рабом своих страстей. Когда речь заходит о нём, он расскажет только хорошее, будет хвалить себя, напомнит о совершённых им когда-либо благих делах, во всех отношениях будет стараться показывать себя с лучшей стороны.
К примеру, если человек совершает дополнительный намаз (тахаджуд), то его эго внушает ему, что он лучше другого (спящего человека), который не встал на тахаджуд. Что он особенный, лучший, отличается своей богобоязненностью и усердием, достойнее других. И он будет рассказывать об этом с наслаждением. Из вышесказанного нам понятно: природа нафса такова, что чем больше раб отдаляется от Всевышнего Творца, тем мощнее в нём укореняется болезнь самомнения и самодовольства.
3. Неумение обуздать страсти
Если с самого начала не позаботиться о том, чтобы твоим сердцем не овладело эго, самодовольство, и не быть бдительным к его проявлениям, то оно может накрепко осесть в сердце человека и поразить его. В каждую секунду во всех наших делах необходимы зоркость и бдительность, чтобы не допустить поражения сердца.
Если человек, изучающий науки, с самого начала не будет работать над укрощением своего нафса, не будет бдителен к тайным и явным проявлениям страстей, то его знания (ильм) будут подобны распахнутым дверям, где гуляет ветер самодовольства и тщеславия. От этого не застрахованы как наставляющие – проповедники, так и простые люди, творящие благие поступки. Если человек на глубинном уровне не проявит бдительности по отношению к своему эго, не уследит, как и каким образом в его сердце входит самодовольство, как возрастает гордыня, то его сердце с истечением времени всё больше и крепче будет оковано цепями страстей.
Что удивительно, когда у нас болит какой-то орган (тело), мы бежим к врачу-специалисту. Когда же хромает духовная сторона, страдает сердце, опутанное цепями страстей, мы не догадываемся даже, что нам необходим духовный лекарь, не обращаемся к нему. Как бы явно ни выразится наш духовный недуг, мы не уделяем внимания его исцелению. Не лечим свою плоть и душу.
Так, поражённые плотскими страстями, мы забываем, что нам необходим духовный лекарь – наставник. Гордыня, зависть, тщеславие мешают нам лечить своё духовное тело. А ведь каждой болезни нужен свой специалист и соответствующая терапия. Разве какая-нибудь болезнь излечивается сама собой?!
К примеру, разве вылечишь скупость многочисленными молитвами или постами? Чтобы избавиться от скупости, необходима практика великодушия. Раз за разом, отдавая рубль, десять, двадцать, необходимо постепенно приучать себя к благотворительности. Потихоньку увеличивая сумму отдаваемого, нужно излечить себя от скаредности.
Чаще многие оставляют на потом совершение добрых дел. Человек размышляет: «Начну отдавать милостыню, когда разбогатею». Подумайте сами, разве сможет человек отдать милостыню, когда он разбогатеет, если он не привык отдавать и никогда ничего не дарил, когда был беден?
У каждой болезни имеется соответствующее лечение. С Божьей помощью в конце книги мы расскажем о том, какое лечение необходимо провести от определённых духовных болезней. Дадим соответствующие рекомендации.
(Продолжение следует.)
Перевод Халимат Магомедовой
Комментарии (1)