Джихад нашего времени
Молодёжный межконфессиональный форум в седьмой раз проходит в республике и уже стал площадкой диалога, обмена опытом и дружбы между народами и религиями. Модератором этих проектов стал Дагестанский гуманитарный институт при активной поддержке Министерства по национальной политике и делам религий РД, Муфтията Дагестана и научной общественности.
Отформатировать язык штампов и стереотипов
На нашей секции «О роли СМИ» было предложено отформатировать старый, неактуальный и вредный журналистский язык штампов и стереотипов, к которому прибегали федеральные репортёры, когда называли террористов исламскими террористами, а экстремистов – исламскими экстремистами, когда использовали слова «джихад» и «джихадисты», имея в виду диверсии, террористические атаки, подрывы.
А вслед за репортёрами и общество несправедливо использовало слова «шахид» и «шахидки» для обозначения террористов-смертников, которые самоподрывались во имя идеи, ими же самими вменённой Исламу. Вполне солидные издания ещё недавно в заголовках использовали слово «шахидка», чтобы обозначить смертницу, террористку, подрывающую себя для нанесения максимально большего вреда силовикам.
Муфтият Дагестана стал одной из первых общественных организаций, которая начала работу по переформатированию сознания и использовала слово «шахид» в новом (а точнее, исконном, настоящем) для обывателей смысловом ключе. Недавно по инициативе Муфтията РД при поддержке меценатов и всего народа в Махачкале был открыт «Сквер шахидов» в память о трагически погибших в результате пожара детях из интерната для глухонемых. Кроме того, здесь же в память о мучениках (шахидах), погибших в результате террористических актов, устроенных террористами, были высажены деревья.
А слова «джихад» и «джихадист» уже давно проникло в научную литературу – возможно, перекочевав туда из медиа. И используется для обозначения террора и террористов. Произошла циничная подмена, оскорбляющая Ислам и мусульман. Очевидно, что вначале термины «джихад» и «джихадист» применительно к террористам использовались в западных СМИ. Потом эти слова были переняты российскими коллегами. Дата 11 сентября 2001 года стала роковой для смешения восприятия Ислама с грязью: тогда и появились заголовки о «джихадистах», которые подрывают иной мир, не знают пощады, рушат дома, убивают и режут.
Наконец появился заголовок в одной из газет, сообщающий, что в Великобритании собираются запретить использование слов «исламист» и «джихадист», так как считают их неполиткорректными.
Однако СМИ и в 2020 году продолжают использовать слово «джихадист» в обычном антиисламском формате. Извращая понятия «джихадист» и «исламист», журналистское и научное сообщества:
1) идут на поводу невежд и кровавых убийц, террористов, которым льстит такое название, как признание их преступных деяний, которые на самом деле не имеют с Исламом ничего общего, кроме всей этой мишуры, их мусульманского происхождения и географии проживания;
2) порочат Ислам, хотя, возможно, кто-то и ставит такую цель в медиа. На Западе политкорректность, как правило, вспоминается, когда дело касается ЛГБТ, феминисток, либерально настроенных граждан, а теперь и афроевропейцев и афроамериканцев. А мусульмане по-прежнему вне зоны досягаемости евроценностей?
Итак, джихад в Исламе – это усердие на пути самосовершенствования. И это на сегодняшний день единственно верное его значение. Джихад – это работа с собой, прежде всего со своими низменными качествами характера.
Богоугодное мероприятие
На конференции присутствовали видные религиозные, общественные, государственные деятели. Запомнилось высказывание Камиля Самигуллина, Муфтия Татарстана, который так описал общежитие людей разных религий и народов: «Мы живём в одном подъезде, но в разных квартирах. И каждый считает свою идеологию и религию правильной и верной, и это нормально, иначе мы не придерживались бы её, будь то православные, иудеи или мусульмане».
Само межэтническое и межконфессиональное сотрудничество заложено в Коране. Об этом говорили спикеры, призывая к взаимодействию друг с другом в благом, к конкуренции в плане благочестия.
Интересную аналогию привёл Муфтий Астраханской области Рауф Джантасов: «Мы все в хрустальном домике, а в хрустальном домике кирпичами не кидаются», – намекая на наш общий дом, Россию, где проживает много народов и представителей религиозных общин.
«Мы создали вас народами…»
Эпиграфом к этим научно-богословским и практическим мероприятиям стал аят (стих) Корана (смысл): «О люди! Мы, поистине, сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас разными народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга…» (сура «Аль-Худжурат», аят 13).
«Всевышний Господь призывает нас с вами, чтобы мы познавали друг друга, а не завоёвывали и терроризировали, чтобы изучали и исследовали. Чтобы не показывали своего превосходства, гордясь, а учили и учились друг у друга», – звучали призывы выступающих.
Сказано было, что наряду с религиозным есть и светский экстремизм, который зачастую злобней и безумней. А фанатизм и ксенофобия чужды как Исламу, так и всем конфессиям.
Мединское и Худайбийское соглашения VII века были первыми в мировой истории политическими документами взаимопонимания, гуманизма, дипломатии и сотрудничества. Исламская культура и история имеют богатый опыт мирного сосуществования разных групп, общин, этносов; развития общественных отношений, науки, культуры, духовности. И, как было отмечено выступавшими, нам за Западом в его развитии идти не нужно, потому что сам Запад уже пришёл к глубокому кризису. У России свой путь, который сверяет часы с нашей многовековой духовностью и культурой.
Ханжан Курбанов политолог
Комментарии (1)