29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Коран — о слепых, глухих и немых

В последнем Божьем Священном Писании (Коране) упоминаются люди с нарушением зрения, а также не способные говорить, что часто бывает с неслышащими.

Такие физические недуги могут постигнуть как людей праведных, в том числе пророков, так и лицемеров — как наказание для них и назидание для верующих. 

Однако Всевышний Аллаh в Коране называет такими и тех людей, которые, невзирая на многочисленные знамения, остаются глухонемыми и слепыми к восприятию Истины. Смысл: «(Ведь лицемеры) глухие, немые, слепые (не способные услышать Истину, произнести вслух и увидеть её) — они не вернутся (к покинутому ими верному пути)» (сура «Аль-Бакара», аят 18).


Здесь не говорится о физическом слухе или зрении. Как есть люди с абсолютным музыкальным слухом, так встречаются и те, кто имеет особый «сердечный слух», «сердечное видение», расположение души к принятию религиозных истин. 
В повседневной жизни человек не задумывается над благами, которые даровал ему Создатель, и вспоминает об этом только тогда, когда с ним или с его близкими что-то случается. 


Однако многие люди не обладают способностью видеть и слышать в физическом смысле. Некоторые считают нарушения развития бедой человека. Часто можно слышать вопросы: «за что?», «почему?». Исламские учёные дают несколько объяснений смысла несчастий, выпавших на долю людей:

— они способствуют прощению грехов, если проходишь через них терпеливо;
— повышают степень богобоязненности праведных людей перед Всевышним;
— могут быть наказанием для явных грешников или предупреждением.


Истинно верующие, несмотря на свои физические недуги, готовы внять любому увещеванию, их сердца готовы ответить на любой добрый призыв. Каждое новое знамение усиливает их веру и убеждённость, делает ещё более активными и переполняет сердца великой радостью.
Передают со слов Абу Хурайры رضي الله عنه, что Посланник Аллаhа r сказал: «Того, кому Аллаh ﷻ желает добра, Он подвергает испытаниям» (аль-Бухари).
Всевышний говорит в Коране о людях, способных слышать и видеть божественный свет (смысл): «Когда им напоминают о знамениях их Господа (читая им Коран или увещевая их), они не отворачиваются от них, (будто они) глухие и слепые» (сура «Аль-Фуркан, аят 73).


Известно, что тело, органы человека будут свидетельствовать в Судный день о деяниях, совершённых им в этой жизни. Создатель особо отметил уши, глаза и кожу, потому что именно через них совершается большинство грехов.


В одном из аятов Всевышний говорит (смысл): «Когда же они подойдут к нему (огню Ада), их слух, зрение и их кожа станут свидетельствовать (против них) о том, что они делали (в земной жизни)» (сура «Фуссилят», аят 20).


Всевышний напоминает людям о важности слуха и зрения, устрашая их возможностью потери этого дара в любой момент. Но, даже если случится подобное, Аллаh ﷻ может вернуть потерянное так же легко, как Он даровал слух и зрение впервые.


«Скажи (о Мухаммад r, этим неверующим): “Как вы полагаете, если Аллаh лишит вас слуха и зрения и запечатает ваши сердца (сделает их невосприимчивыми к истине), кто (какое божество), помимо Аллаhа , вернёт вам всё это?” Посмотри, как Мы объясняем знамения, а они в итоге (всё равно) отворачиваются (отрицая истину)» (сура «Аль-Анам», аят 46).


Всевышний не только сделал религиозные предписания необременительными для людей, но ещё и облегчил их в определённых ситуациях. Ни слепые, ни хромые, ни больные мусульмане не впадут в грех, если перестанут исполнять некоторые обязанности, например, коллективную молитву или другой обряд поклонения, который слепой не способен выполнить из-за отсутствия зрения, хромой — из-за хромоты, а больной — по состоянию здоровья. Это откровение имеет самый широкий смысл и распространяется на все религиозные предписания.

Адиль Ибрагимов

Комментарии (1)

  • Магомедов Омаргаджи Хизриевич
    01.12.2020
    👍