25 апреля
2024 года
поделиться

Забой животных по ханафитскому мазхабу

Существуют два вида забоя: 1) Добровольный (забх) – жертвоприношение, то есть забой животного посредством перерезания его шеи между гортанью и грудью и отделения как минимум трёх из четырёх сосудов. 2) Принудительный (сайд) – ранение животного в любую часть его тела охотничьим животным или острым оружием, тем самым пролитие его крови. Общий

 Общий принцип умерщвления животных ради их мяса заключается в том, что принудительный забой (то есть охоту) нельзя использовать, кроме случая, когда человек вынужден так поступить, то есть он не может законно принести в жертву животное посредством добровольного забоя. Соответственно, если человек провёл охоту на животное, которое могло быть подвергнуто жертвоприношению, мясо животного будет недозволенным. Забой является условием дозволенности употребления мяса любого животного, за исключением рыбы и саранчи. Условием его действительности служит то, что совершающий его не должен быть огнепоклонником, вероотступником и язычником и что он не пропускает намеренно «басмалу» (при забое). Если же он пропустил «басмалу» по забывчивости, мясо будет дозволенным.

 Забой должен происходить у горла с перерезанием любых трёх из следующих четырёх сосудов: трахеи, пищевода и двух каротидных артерий. Не дозволено употребление мяса, если забой произведён тем, кто умышленно пропустил «басмалу» – фразу для произнесения при забое, передаваемую из поколения в поколение, – это «Бисмилляхи, Аллаху акбар» («Именем Аллаха, Аллах – Величайший!»). Но достаточным будет и любое восхваление Аллаха ﷻ, если оно произносится с намерением жертвоприношения, а не в форме мольбы. Например, фраза «Аллахуммагфирли» («О, Аллах, прости меня!») действительной не будет, а значит, и мясо не будет дозволенным. В наше время есть большое упущение в этом вопросе – много мусульман, имея кошары (фермы), проводят забои, и мало кто обращает на это внимание.

 Рекомендуется затачивать лезвие до укладывания животного на бок, но неугодно давать знать животному о забое (например, посредством затачивания лезвия перед ним). Неугодна любая разновидность ненужного вреда и мучений, нанесённых животному, то есть неугодно, например, затачивать лезвие перед животным, волочить его за ногу к месту убоя, использовать тупое лезвие при забое, сдирать с него шкуру или ломать шею в то время, как оно ещё не полностью замерло после забоя. Снятие шкуры и ломание кости после полного замирания не является неугодным, поскольку животное уже не чувствует боли. Следует перерезать горло вплоть до спинного мозга, полностью отрубать голову, производить убой с задней части шеи вперёд. Если оно остаётся живым – до достижения (трёх из указанных четырёх) сосудов. То есть если оно умрёт до перерезания трёх из четырёх сосудов, то мясо будет недозволенным. Если же оно будет живо к моменту перерезания лезвием трёх из четырёх сосудов, то это действительно, но неугодно, как и в случае, когда человек сначала ранил животное до отделения ему трёх из четырёх сосудов. Это связано с дополнительной и при этом ненужной доставляемой болью.

 Забой действителен всем, что режет и приводит к пролитию крови. Запрещено использовать кость (то есть коготь, рог) или зуб, которые всё ещё примыкают к животному (при их использовании мясо не дозволено). Это связано с тем, что коготь и зуб, будучи всё ещё соединёнными с животным, не могут убить перерезанием и пролитием крови, а делают это давлением и силой человека, держащего их. Это напоминает удушение, которое не является дозволенной формой жертвоприношения, а потому делает мясо животного мертвечиной. Соответственно, данное правило применимо ко всем предметам, убивающим животное посредством давления или силы держащего их человека, а не своей собственной функцией перерезания и пролития крови. После забоя беременного животного плод тоже следует подвергнуть забою, если он жив (чтобы его дозволено было употребить). Если же он мёртв, то есть его запрещено (поскольку он не был подвергнут забою). Является сунной совершать жертвоприношение верблюда перерезанием кровеносных сосудов у низа его шеи, в то время как он находится в вертикальном положении (нахр). А корову и овцу следует подвергать забою, уложив их на бок (как описано ранее, забх). Делать противоположное неугодно.

 Сунна-способ жертвоприношения верблюда состоит в том, чтобы пронзить нижнюю часть его шеи непосредственно над грудью и перерезать там сосуды (нахр), в то время как верблюд стоит. А коров и овец следует подвергать забху: перерезать сосуды у верхней части шеи под челюстью и выпирающей гортанью, в то время как они уложены на землю. Дикое животное, которое приручено и не представляет угрозы, должно быть подвергнуто забою (а не охоте). Поскольку к принудительному забою (охоте) можно прибегнуть лишь в случае невозможности добровольного забоя. Обычное одомашненное животное (корову, козу и др.), которое одичало или упало в колодец (оставшись живым), из-за чего его нельзя подвергнуть забою, можно ранить (то есть подвергнуть охоте). Это как раз противоположный предыдущему случай: добровольный забой невозможен или крайне затруднителен, из-за чего принудительный забой (охота) становится дозволенным.

 В случае падения в колодец употребление мяса дозволено, если человек знает, что к смерти привела рана, нанесённая охотой. Если же известно, что к смерти привело падение, мясо считается мертвечиной, а потому не дозволено. Если человек не уверен, мясо всё равно будет дозволенным, поскольку явная причина смерти будет представляться от раны. Согласно явному слову, всё ещё дозволенным является забой животного, которое было придушено, ударено (например, посохом или камнем), упало с возвышенности, ударено головой или рогом другого животного, или если его брюхо пронзил волк, но в каждом из этих случаев условием является наличие некоторой жизни в животном. То есть если к смерти привело одно из перечисленных действий– мясо считается мертвечиной и потому не дозволено. Остающаяся в нём жизнь оценивается как достаточная, чтобы прожить полный день, согласно повествованию, в то время как Абу Юсуф полагал достаточным большую часть дня.

 А имам Мухаммад говорил, что остающаяся жизнь должна быть (лишь) больше, чем у животного, подвергнутого забою. Если человек во время забоя знает, что животное живо, то его мясо дозволено, даже если оно не движется или его кровь не выходит из него. В ином случае во время забоя должен присутствовать один из этих двух признаков. То есть если человек не был изначально уверен в наличии некоторой остающейся жизни в животном, то нужно, чтобы присутствовал один из этих двух признаков. Это связано с тем, что движение и выход крови – признаки жизни, являющейся условием действительности забоя, ведь мертвечина не дозволена. Но если человек изначально знал, что животное живо в момент забоя, то признаки не требуются. Это правило применяется, например, к случаю нахождения животного, раненного тем или иным образом, – его всё ещё можно подвергать забою, основываясь на данных критериях.