Имам Навави (631–676 х/1233–1277 м)

(Продолжение. Начало в предыдущем номере.)

статья опубликована в номере: 15 (532) / от 01 августа 2017 (Зуль-каада 1438)
104

 Труды

 За свою короткую жизнь имам Навави написал более шестидесяти произведений, посвящённых различным областям исламских наук. И в какой бы области он ни писал, его произведения становились источником и доводом в этой науке. Актуальность трудов великого имама не утратилась до сих пор. Вся исламская умма ссылается на его книги и извлекает из них пользу. По сей день книги имама Навави издаются многотысячными тиражами и переводятся на многие языки мира. По мнению учёных, такое распространение и известность книг имама ан-Навави среди мусульман является свидетельством искренности намерений этого великого богослова Ислама.

 Среди его сочинений особо можно отметить следующие:

 1. «Аль-Арба'ун» («Сорок хадисов»). Эта книга, в которой собраны 40 хадисов Пророка Мухаммада ﷺ, охватывающих наиважнейшие аспекты исламской религии, получила очень широкое распространение среди мусульман, став их настольной книгой.

 2. «Риязу ссалихин» («Сады праведных»). Ещё один сборник хадисов, составленный имамом Навави.

 3. «Аль-Азкар». Книга, получившая широкую популярность, – в ней собраны различные поминания Всевышнего и славословия, взятые автором из хадисов Пророка ﷺ.

 4. «Минхадж». Книга, посвящённая описанию основ мусульманской юриспруденции согласно шафиитскому мазхабу. Многие учёные составили многотомные комментарии к этой книге.

 5. «Шарх Сахиху Муслим» – комментарий к одному из самых авторитетных в мусульманском мире сборников достоверных хадисов, составленному хадисоведом Муслимом.

 6. «Бустануль-'арифин» – труд, посвящённый науке суфизму. Аскет Несмотря на то, что имам Навави достиг великих высот в науках и за короткое время стал общепризнанным учёным, что открывало перед ним большие возможности для стяжательства, он не придавал никакого значения мирским благам и как мог сторонился их.

 Всё время проживания и работы в Дамаске имам Навави жил в комнате при медресе Ашрафия, в которой поселился ещё по приезду в этот город. Дамаск являлся в то время одним из центров исламской культуры, работа преподавателя здесь была одной из самых престижных и высокооплачиваемых, но, тем не менее, имам ан-Навави не использовал эти деньги для своих нужд. Он оставлял свою заработную плату у смотрителя медресе и по истечении года на накопленную сумму покупал для медресе необходимое имущество и книги. Ни от одного постороннего человека имам не принимал подарков, довольствуясь тем, что отправляли ему из дома.

 В еде имам тоже был крайне сдержан и довольствовался самой простой пищей, ел всего один раз в сутки после ночного намаза и один раз пил воду перед утренним намазом. Все дни, кроме тех, когда запрещено поститься, имам анНавави проводил в постах и даже отказывался отведать фрукты, которыми славился Дамаск, говоря, что те вызывают тягу ко сну и леность. А этого имам никак не мог себе позволить. На одном месте В отличие от многих известных учёных Ислама, имам Навави не совершил много путешествий в поисках знаний.

 Основным местом, где обучался алим, стал Дамаск – город, прозванный «матерью городов Шама». Здесь имам окунулся в океан знаний, здесь стал претворять в жизнь изученный материал и здесь же начал обучать студентов всему тому, что приобрёл из знаний. В общей сложности в Дамаске учёный пробыл 26 лет. В 1277 г. (676 г.х.) имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави захотел вернуться в родную деревню Нава, откуда он начинал свой путь в изучении исламских наук. Вернув книги, которые учёный брал для изучения, он посетил родную деревню, где встретился с отцом, который всё это время обеспечивал сына, не давая ему отвлекаться на мирские проблемы.

 Посетил дорогие святыни, своих покойных учителей и сделал за них дуа. После чего навестил друзей, которые жили здесь. В этом же году имам посетил священный город Иерусалим и побывал в Аль-Халиле (Хеврон), где находится могила Пророка Ибрахима عليه السلام. После всех этих путешествий имам Навави снова вернулся в родную деревню Нава. По возвращении домой имам Навави заболел и слёг. Люди, узнав о болезни имама Навави, приходили навещать учёного в отцовский дом, где он находился. И хотя учёный пребывал в относительно молодом возрасте – ему на тот момент было 45 лет, – всё же его состояние с каждым днём ухудшалось.

 Последний путь

Посвятив всё время изучению исламских наук, имам Навави не смог уделить должного внимания своему здоровью и часто болел. По словам очевидцев, большую часть времени по пути в хадж имам мучился от болезней. Вскоре ослабшее и исхудавшее от болезни тело имама Навави не смогло больше бороться с недугом, и благородный учёный перешёл в мир иной. Случилось это печальное событие в 1277 г. (ночью 24-го числа месяца Раджаб 676-го года хиджры) в его родной деревне Нава, где он и был похоронен. Когда весть о смерти учёного-богослова дошла до Дамаска, город и его окрестности вздрогнули от плача и стенания мусульман, потерявшего величайшего учёного всего исламского мира.

 Ещё одним свидетельством величия имама Навави стали слова известного мусульманского правоведа и историка восьмого столетия хиджры Тажуддина Субки (717–771 х / 1318–1370 м): «Он шейх, имам, шейхуль ислам, наставник поздних, довод Аллаха ﷻ для последующих; ни один глаз не видел более набожного, чем он, во сне и наяву, также не видел больше следующего, чем он, за путём салафов; из общины Мухаммада ﷺ… Аминь!». Дай Аллах ﷻ и нам быть похожими на такого великого учёного-праведника всей мусульманской уммы – имама ан-Навави!

МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ
 

Также в рубрике

Имам аш-Шаърани – кладезь исламских наук

Имя этого богослова известно практически каждому изучающему исламские науки. Пример его жизни вдохновляет

Блестящий учёный из рода Пророка ﷺ

История Ислама полна многочисленных вдохновляющих достижений в области архитектуры, искусства, литературы,

Ибн Асакир – знаток хадисов

Этот человек являлся выдающимся богословом шафиитского мазхаба и признанным авторитетом в области науки

Суфян аль-Саври (97/716–161/778 гг.)

«Сынок, когда ты запишешь с десяток хадисов, посмотри, увеличиваются ли в твоей душе богобоязненность,