02 октября
2022 года
поделиться
Категория: Религия

Мольба между пятничными проповедями

Последнее время внутри исламских общин иногда происходят некоторые недоразумения, связанные с определёнными исламскими обрядами. Звучит критика в адрес тех, кто, например, читает молитву (дуа) между хутбами в пятничный день, с обвинением таких людей в нововведении. Мы, в свою очередь, попробуем разобраться в этом вопросе.

Имам аль-Бухари передаёт, что Пророк ﷺ читал две хутбы и садился между ними. Сидение между хутбами является условием пятничной хутбы, как сообщает учёный Хатиб Ширбини аш-Шафии (умер в 977 г. по хиджре (мусульманское летоисчисление)) в своей книге «Мугни аль-Мухтадж». 


Возникает вопрос: можно ли людям этот период времени использовать для молитвы (мольбы)? На это нет никакого запрета от Посланника Аллаха ﷺ, а то, что он не передал конкретную молитву по этому поводу, не говорит о запрете мольбы в этом промежутке.


Есть в Коране и Сунне Пророка ﷺ общие призывы к мольбе. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Если Мои рабы спросят тебя (о Мухаммад) обо Мне, то (ответь), что Я поистине близок и отвечаю на просьбу взывающего, когда он обратится ко Мне…» (сура «Аль-Бакара», аят 186). 


От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ, рассказывая о достоинстве пятничного дня, сказал: «В нём есть час, и если молитва раба-мусульманина, просящего Всевышнего, совпадёт с этим часом, то Всевышний ответит на его мольбу» (аль-Бухари, Муслим). 


В принципе, дорогие братья и сёстры, Пророк ﷺ выделил весь пятничный день для мольбы, что для нас с вами уже должно быть достаточно для того, чтобы молить Всевышнего в любое время в течение этого дня, а сидение между двумя хутбами также входит в этот период, так как Пророк ﷺ не исключил это время, сказав: «только между хутбами не просите», как он запрещал совершать некоторые суннат-намазы в нежелательное время суток, выделив время.

 

Для простого размышляющего человека из вышеприведённого хадиса становится понятно, что просить у Всевышнего Господа между хутбами дозволено, и это делается для того, чтобы не упустить то время, о котором сам Пророк ﷺ рассказал. 


Приведём ещё один хадис, уже более конкретный и определяющий приблизительное время того часа, о котором рассказал Пророк ﷺ. Абу Муса رضي الله عنه рассказывает: «Я слышал от Посланника Аллаха ﷺ: «…Этот час заключён между сидением имама на минбаре и продолжается до завершения пятничной молитвы» (Муслим).

 


В другой версии этого хадиса говорится, что это время начинается с момента прихода имама в мечеть до завершения молитвы. Из приведённого хадиса мы видим, что в этот час попадает и само сидение между хутбами, а значит, просящие в этот момент следуют сунне Посланника Господа ﷺ, желая совпадения молитвы с этим часом. 


Хафиз Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии (909–973 гг. по хиджре) передаёт от известного учёного факиха Кази Ияз Малики (476–544 гг. по хиджре): «Мольба в период сидения между хутбами (мустаджаб), то есть принимаема Всевышним». Далее Ибн Хаджар продолжил: «Из приведённой цитаты следует, что сидящим присутствующим является сунной занять себя молитвой в этот период, так как молитва в этот момент времени не останется без ответа...». («Аль-Фатава аль Фикхия аль-Кубра»)


Этот вопрос не стоил того, чтобы люди из-за этого спорили или обвиняли друг друга. Учёные дали по этому поводу заключение, и нам нужно обратиться к их трудам. Пусть Всевышний даст увидеть истину истиной, а ложь – ложью! 

Абдулла Магомедов