24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Шейх Ахмад бин Зайни Дахлян Аль-Макки (1232–1304 / 1817–1886)

(Продолжение. Начало в предыдущем номере.)

 О качествах и достоинствах шейха Ахмад бин Зайни Дахлян был белокожим мужчиной со здоровым румянцем, сросшимися бровями, недлинной бородой. При среднем росте, худощавом телосложении и широкой груди он обладал достаточно громким голосом. Отличался большой богобоязненностью и благоговением пред Всевышним, в страхе пред Господом проливал слёзы, и его мольбы принимались Им. Никому не отказывал в помощи, умел хранить молчание, все черты его характера и деяния были подобны качествам и деяниям Пророка ﷺ. Ему были свойственны отрешённость от мирских услад, благочестие, альтруизм, самопожертвование, довольство имеющимися благами, довольство Всевышним Аллахом ﷻ, смиренность пред Ним.

 К ученикам и другим людям он был милосерден и сострадателен, уважал старших и проявлял доброту к младшим. Был кроток, отличался умением переносить тяготы и прощать причинённое ему зло, проявлять снисходительность к тем, кто обошёлся с ним несправедливо. Следующий случай явно демонстрирует его кротость и умение терпеливо переносить людской вред. Каждый день водонос приносил бурдюк воды в его хальват (место уединения), который находился у врат «Баб ас-Салям» в мечети «Аль-Харам». Он знал господина Ахмада, его происхождение, родословную, достоинства и положение. Как-то раз, опустошив бурдюк с водой, он стал кричать на шейха и угрожать ему, даже чуть не ударил его. А шейх проявил терпение и не наказал его, не ответил ему даже словом, а лишь улыбнулся и препоручил дело своему Господу, зная, что всякое деяние исходит лишь от воли Аллаха ﷻ.

 Таких случаев с ним происходило множество. Шейх говорил своим студентам: «Клянусь Аллахом ﷻ, я не молюсь против своих недругов, напротив, прошу для них наставления на путь истинный. Потому что я вижу, что их вражда приносит мне много благ и отталкивает от меня много вредоносного». Это деяние тоже он совершал, следуя Посланнику Аллаха ﷺ, который говорил: «О Господь мой, наставь мой народ, поистине, они не ведают». Он пользовался доверием у людей, поддерживал с ними связь, посещал больных, провожал в последний путь усопших, никому не говорил неприятных слов. Если ученик или кто-либо другой совершал какое-либо действие, умаляющее его достоинство, то шейх считал себя совершившим упущение и любезно обходился с ним, дабы избавить его от конфуза и неудобства, ни в чём не упрекая. Он был очень щедрым человеком, мирское имущество не занимало его; если даже он получал большие средства, то незамедлительно расходовал их, не копил ничего.

  Он ушёл из этого мира, так и не построив даже дома и не оставив после себя ни дирхема, ни динара. Когда он занялся призывом к Аллаху ﷻ и обучением невежественных кочевых арабов, он влез в большие долги, за что некоторые люди упрекали его. Он же говорил при этом своим доверенным людям: «Клянусь Аллахом ﷻ, если бы у меня было столько золота, что оно заполнило бы собой «Аль-Харам», то я израсходовал бы его на учёныхбогословов и учащихся. Покидая сей мир, я не хочу иметь средств даже на то, на что меня обернули бы в саван после смерти, как это было и у Господина посланников ». Всё имущество, что Всевышний даровал ему, он расходовал на учеников, вдов и сирот. Когда он покинул сей мир, выяснилось, что он расходовал средства на многих жителей Мекки.

 Всё его время было занято богослужением; отказавшись от страстей и прихотей эго, он усердствовал на пути самосовершенствования. Он редко совершал дозволенное (мубах), не говоря уже о нежелательном. Шейх ел очень мало – лишь раз в сутки. В большинстве случаев довольствовался небольшими кусочками, а иногда ел лишь ячменный хлеб с оливковым маслом, особенно в месяц Рамадан. Иногда он звал на ужин своих учеников, а в конце жизни довольствовался лишь водой Зам-зам и не ел больше ничего.

 Спал ночью очень мало – около двух часов, а затем вставал для богослужения. Спал, опираясь спиной на высокие подушки, полусидя, и всякий, кто заходил к нему и видел его в таком положении, думал, что он не спит. Он говорил: «Я с малого возраста привык выстаивать ночи, покорно умолять Аллаха ﷻ, просить у Него прощения в предрассветное время». В начале своей учёбы он большую часть ночи занимался повторением уроков, затем немного спал и вставал для поклонения Господу, совершал одиннадцать ракаатов намаза витр с чтением Священного Корана. А к концу жизни, когда прекратил повторять полученные им уроки, он совершал вирды, молитвы-поминания и благословлял Пророка ﷺ. То есть он не тратил впустую ни минуты, посвящая всё своё время богослужению: коллективным молитвам, обходу Каабы, выполнению вирдов, чтению Корана, обучению учеников, написанию произведений и т. д.

 В 1278 году Аллах ﷻ наделил его возможностью совершить зиярат к святыне Господина посланников ﷺ вместе с группой своих благородных учеников. И он в течение нескольких месяцев оставался в лучезарной Медине, где занимался преподаванием. В течение этого периода Аллах ﷻ одарил его большим усердием и благодатью во времени. Его занятия посещали видные люди города. Там же он написал несколько книг, в том числе и известное жизнеописание Пророка ﷺ «Ас-Сира аннабавийя». В течение этого времени его трижды постигало состояние безудержной любви (джазб) ко Всевышнему Аллаху ﷻ, которое нисходит на познавших Творца праведников. Так, он в течение сорока или более суток не читал лекций и не спал ни днём, ни ночью, посвящая большую часть суток громкому прославлению Аллаха ﷻ.

 А в некоторые дни ходил в мечеть и двадцать или более раз совершал обход вокруг Каабы, а иной раз пешком выходил за пределы Мекки и посещал святыню нашего господина Абдуллаха бин Умара رضي الله عنه. А иногда он показывал некоторые чудеса (тайны), которыми Господь удостоил его. Особое удовольствие он получал от слушания чтения Корана. В свои поездки он брал с собой нескольких хороших чтецов, для которых разбивали отдельную палатку, шейх возвеличивал их и одаривал большими средствами. Он хорошо владел семью методами чтения Корана.

 Также большое внимание он уделял чтению книг суфийских господ, таких как «Рисаля» имама аль-Кушайри и «Ихъя» имама аль-Газали, для чего созывал кружок в мечети «Аль-Харам» после пятничной молитвы, где собирал благородных учёных. Обычно каждый раз, завершив чтение книги «Ихъя», он начинал читать её заново, дабы не забыть ничего из неё. Он говорил: «Я не оставлю её чтение в течение всей своей жизни, дабы мои мюриды после моей кончины следовали моему примеру». Всё это он делал, несмотря на то, что его постигали беды и многочисленные болезни. Иногда он болел так сильно, что казалось, что он больше не встанет на ноги. А ниспослание болезней Своему рабу – признак любви Всевышнего к нему, как об этом сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Когда Аллах ﷻ любит раба, то испытывает его (бедами). Наиболее сильные беды нисходят на пророков, затем – на подобных им, затем – на подобных им». 

МУХАММАД ГАДЖИЕВ  АЛЬ-ИНЧХИ