20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Роль родного языка в нравственном воспитании человека

Как известно, на территории нашей прекрасной родины, Российской Федерации, наряду с людьми русской национальности проживает огромное количество других народов – со своими уникальными языками, неповторимой культурой и богатейшей историей.

 Гражданам нашей страны, помимо знания государственного языка – русского, необходимо владеть и родным – языком своих предков, ибо через него мы вбираем и культуру, и менталитет, и особый дух своих корней, нации – всё лучшее, что можем получить и передать потомкам. А проблема сохранения родных языков (на территории России) малыми народностями – в основном проблема городских жителей, которые большую часть своего времени находятся в русскоязычной среде. Город и село, как бы близко они ни были расположены, представляют собой совершенно разные сферы для функционирования и развития национальных языков. А родные языки, проблема их изучения являются приоритетным направлением политики президента РФ.

 Любой разумно мыслящий человек не будет отрицать необходимости знания родного языка, своих корней, культуры, истории. Каким бы модным тенденциям ни подвергалась сельская молодежь, она всё же вынуждена овладеть как минимум разговорным уровнем родного языка, потому как не перевелись ещё в нашей стране современники, хранящие в сердцах нежно-трепетную любовь к наследию предков. Люди, выросшие в селе, на лоне природы, в окружении горских бабушек и дедушек, не то что свободно говорят, но и думают на языке своих отцов и дедов. И это не мешает им быть развитыми и востребованными, изучать науки и добиваться успехов в выбранной профессии.

 Что же касается городских жителей, то в силу известных причин они всё более и более теряют признаки их национальной идентичности, в том числе и язык. А горожанин нередко теряет связи с предыдущими поколениями, у которых одним из главных показателей принадлежности человека к определённой нации считается умение свободно излагать мысли на родном языке. Городского жителя волнуют проблемы куда более «серьёзные», чем полное отсутствие общения и речи на родном языке дома, в семье.

 Многие родители открыто возмущаются вынужденным посещением детьми уроков родных языков, аргументируя это тем, что их изучение может помешать освоению иностранного. Что же в таком случае говорить о самих чадах, привыкших говорить только на русском, не знающих зачастую даже элементарных слов из лексикона родного языка. Да и как они будут знать, если даже их более старшие, пожилые родственники пытаются говорить с любимыми внуками «по-городскому», то есть на русском.

 Городской ученик в процессе изучения родного языка сталкивается с рядом проблем. Сложные для произношения звуки, не присущие русской фонетике, препятствуют быстрому усвоению устной речи, правильному чтению и говорению. Учителю приходится уделять серьёзное внимание артикуляции, проговаривать с детьми практически каждый звук, не характерный для фонетики русского языка. Вмешательство государства (преподавание родных языков в школах) может сдвинуть дело с мёртвой точки, но сама проблема насаждением сверху не решится.

 Нужна огромная, колоссальная пропаганда национальной культуры, языка, искусства. И влиять она должна на родителей, которые могут внушить детям любовь к своему языку. А как это сделать? Да очень просто: мамы и папы должны и обязаны в кругу семьи говорить только на родном языке, покупать детям мультики и фильмы, восхваляющие родной язык, национальных героев, историю. К языку нужно приучать в самом раннем возрасте – с колыбельных песен, детских считалок и любимых сказок. И в этом нет ни капли пафоса, ни грамма восторженного патриотизма, и это не будет признаком таких варварских явлений, как национализм или шовинизм.

 Мы все дети одной земли, граждане одной великой, прекрасной, неповторимой страны с богатейшей историей, на территории которой испокон веков в любви и дружбе проживали десятки народностей – со своими языками, неповторимой формой одежды, обычаями, культурой. Представьте, какое духовное богатство обретает человек, вращаясь в этом изобилии колоритов, менталитетов, характерных особенностей каждого из народов. И как многогранно могут сиять сокровища духовного мира личности в свете синтеза множества культур!

 Если каждый из нас останется представителем своей нации и культуры и в то же время будет вбирать в себя всё лучшее, что есть в культурах соседних народов, то получится высококультурная, многогранная личность, более того, личность-билингв, то есть человек, владеющий двумя языками, и даже полилингв – многими языками. Академик Г. Г. Гамзатов сказал: «Язык – это душа и имя народа». А большинство из нас сознательно и упорно абстрагируется от всего, что касается нации, корней.

 Мы упорно стремимся стереть из памяти прошлое, рвёмся вперёд к космополитизму, старательно перенимая исторически чуждую нам одноликую культуру и ложные ценности Запада и Европы, старательно копируя их образ жизни и модели поведения. Нашей сверхмодной молодёжи зазорно выйти на улицу с бабушкой или дедушкой, приехавшими из аула проведать внуков. Или зазорно в людном месте говорить по телефону на родном языке, когда звонят эти же бабушка или дедушка.

 Нередко приезжие студенты скрывают от сокурсников свою сельскую прописку, выдавая себя за городских. Платок на голове современной девушки-мусульманки считается признаком отсталости и даже недалёкого ума, причём это мнение не только молодёжи, но и людей взрослых, воспитанных «светской» моралью советского периода. Проблема языка – проблема морального облика общества и духовно-нравственного состояния нации. А наша общероссийская многоголосая поликультурная многонациональная семья идёт к полной денационализации. Однако в наших силах остановить этот негативный процесс. 

БАРИЯТ МАГОМЕДОВА