25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 01.08.2019 (по Шафии)

1. Можно ли подавать милостыню тем, кто попрошайничает в общественных местах, на перекрёстках дороги и т. п.? 2. В каких случаях вдове и разведённой, находящимся в идде (срок выжидания после развода или смерти мужа), можно выходить на улицу? 3. Можно ли мусульманину голосовать на выборах в немусульманской стране? 4. Разрешено ли продавать устаревшие ковры мечети и другие вещи, если они вакуфные (отданные непосредственно на нужды мечети)? 5. Дозволено ли заниматься йогой? 6. Передаётся ли наджаса (скверна) от сухой грязной одежды к влажной чистой при соприкосновении?

1. Можно ли подавать милостыню тем, кто попрошайничает в общественных местах, на перекрёстках дороги и т. п.?

Наша религия стремится сохранить честь мусульманина, сберечь его от самоунижения и от присутствия в неподобающих местах, предостерегая от попрошайничества или показной бедности. Даже запрещает просьбу о материальной помощи тому, кто имеет достаток или способен зарабатывать сам, что бы он ни просил – закят, милостыню или каффара (выплату штрафа). 


Если же состоятельный человек или тот, кто самостоятельно способен зарабатывать, получит милостыню (без просьбы с его стороны) от кого-либо, то ему желательно отказаться от неё, если только он не получил её от родственника или друга, которого отказ может обидеть.


Просьба о материальной помощи в основе своей запрещена. Она разрешена только при необходимости, связанной с крайней нуждой. Следовательно, если в просьбе нет крайней нужды, такая просьба запрещена.
Если обеспеченный или способный зарабатывать человек будет просить милостыню у других, то он впадает в грех. Под обеспеченным подразумевается тот, кому не полагается закят (обязательная милостыня).


Таким образом, выпрашивать милостыню не приветствуется. А бедному, нуждающемуся человеку не рекомендуется делать это в такой унизительной форме, выпрашивая деньги у водителей или прохожих на дорогах. Стеснять людей своей просьбой о милостыне строго запрещено (харам).
Однако просящий имеет право распоряжаться приобретёнными таким образом деньгами в том случае, если он нищенствует.


Если человек находится в крайней нужде из-за голода, то ему не греховно демонстрировать это и попрошайничать, но рекомендуется обращаться в фонды и т. п., поскольку выпрашивать деньги на дорогах и в общественных местах есть самоунижение.

Примечание:
Не рекомендуется давать милостыню тому, кто демонстрирует свою бедность, если есть уверенность в том, что человек делает это, не будучи в крайне бедственном положении, и способен зарабатывать сам.
Нежелательность обусловлена следующим. Во-первых, относительно дозволенности такой милостыни есть полемика среди учёных, и это мнение большинства богословов мазхаба аш-Шафии. Во-вторых, предпочтительнее давать милостыню тому, кто на самом деле в ней нуждается. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Ихьяу улюму-ддин»)
 

 

2. В каких случаях вдове и разведённой, находящимся в идде (срок выжидания после развода или смерти мужа), можно выходить на улицу?

Вдове, выжидающей срок идды после смерти мужа в течение четырёх месяцев и десяти дней, можно выходить за покупками или по другой необходимости, если это некому сделать за неё. 
Если её никто не обеспечивает, то ей можно выходить на работу независимо от времени суток: днём или ночью. Однако если есть выбор, то надо отдать предпочтение дневной работе ввиду большей безопасности этого периода. Также она имеет право ходить к соседям для посиделок, но ночевать она должна у себя.


Такое же решение принято относительно получившей полный развод женщины, которая должна выждать срок идды после него и которую муж не обязан содержать. 
А что касается женщин, которые выжидают срок идды после однократного или двукратного развода, а также разведённых беременных, то они не имеют права выходить без разрешения мужа. («Нихаят аль-Мухтадж»)

 

3. Можно ли мусульманину голосовать на выборах в немусульманской стране?

Участие и голосование мусульманина в выборах в немусульманских странах является одним из вопросов исламского права, в котором решение принимается с учётом баланса между интересами мусульманина и пагубными последствиями, а фетва варьируется в зависимости от времени, места и условий.


Мусульманину участвовать в голосовании можно, а порою и нужно. Во-первых, ему предоставлена возможность поступить как он посчитает нужным, т. е. голосовать за или против. И сами по себе явка и присутствие на участке для голосования не являются запретными. Во-вторых, если определённый пункт в документе для голосования однозначно противоречит принципам Ислама, то нужно голосовать против. А если пункт соответствует Исламу и в интересах мусульман, то нужно голосовать за.


Таково постановление девятнадцатой сессии совета Исламской академии правоведения (фикха) от 8 ноября 2007 года (г. Мекка, Саудовская Аравия).
 

 

4. Разрешено ли продавать устаревшие ковры мечети и другие вещи, если они вакуфные (отданные непосредственно на нужды мечети)?

Разрешено продавать ковры, паласы и другое подобное имущество, переданное для мечети как вакфу, если оно устарело или сильно износилось, при условии, что в продаже будет больше пользы для данной мечети, чем в дальнейшем хранении. А за полученные деньги, сколько бы их ни было, необходимо купить ковровые покрытия, если это возможно, чтобы тот, кто отдал их в качестве вакфу, продолжал получать такую же награду.

 

А если нет возможности купить их, то эти средства необходимо использовать на другие нужды этой мечети.
Если ковры куплены на средства мечети или кем-то подарены для мечети, то их можно продать в интересах этой мечети, даже если они не устарели. («Фатх аль-Му’ин», «Тухфат аль-Мухтадж»)
 

 

5. Дозволено ли заниматься йогой?

Йога делится на две составляющих: физические упражнения и ритуальная практика. В дозволенности физических упражнений в целом нет сомнения, при условии, что человек не перетруждает себя, поскольку Пророк ﷺ сказал: «Не (причиняй) вреда себе и другим» (Ахмад).


Ритуальная составляющая йоги, содержащая поклонение солнцу и чтение мантры, однозначно запрещена, так как Посланник Аллаха ﷺ по этому поводу сказал: «Кто уподобится какому-либо народу, тот из них (из числа этого народа)» (Абу Давуд). Здесь имеется в виду уподобление иноверцам в их символике, ритуалах и обрядах.
Исходя из вышесказанного, комплекс физических упражнений, включённых в йогу, дозволен, но вся ритуальная составляющая йоги полностью запрещена. И если человек практиковал это с целью поклонения солнцу, то он впадёт в ширк (многобожие – поклонение кому-либо, помимо Всевышнего). («Аль-‘Гайс аль-Хами’», «Миркат аль-Масабих», «Аль-Мавсу’а аль-Альфикхия аль-Кувайтия», «Мафатих аль-‘Гайб»)

 

6. Передаётся ли наджаса (скверна) от сухой грязной одежды к влажной чистой при соприкосновении?

Нечистота (наджаса) от сухой одежды передаётся на чистые одежду или тело, если проводником служит влага, независимо от того, слегка приложили или не очень. Вот что по этому поводу пишет Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж»: «Человеку вне намаза разрешается надевать одежду, на которой наджаса... если одежда и тело сухие... Если же одежда и тело или одно из них влажное, то не разрешается, так как запрещено пачкать тело без исключительной на то причины».

 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).