25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Попытка разрушить Каабу

На земле Йемена правил царь по имени Зу-Навас, который исповедовал иудейскую веру. А жители Наджрана (ныне город на юго-западе Саудовской Аравии близ границы с Йеменом) придерживались веры пророка Исы (Иисуса) عليه السلام и следовали Евангелию (Инджиль), будучи христианами. Царь Зу-Навас стал призывать их оставить свою религию и принять Иудаизм. Глава христиан Абдуллах бину Самир выразил несогласие и дал знать, что он и его народ не оставят религию своих предков. «Примите иудейскую веру, или мы объявим вам войну», – предъявил ему ультиматум Зу-Навас.

Абдуллах бину Самир предпочёл сражаться, чем оставить христианскую веру. В результате христиане были разгромлены. И только один человек по имени Ибну Са‘лаб спасся бегством. Он обратился за помощью к кесарю (императорский титул) византийскому императору и рассказал о горе, постигшем христиан. Кесарь ответил: «Вы слишком далеко от нас, и мы не сможем вам помочь», – и отправил Ибн Са‘лаба к царю хабашитов (жителей Абиссинии, ныне Эфиопии) по имени Наджаши, который исповедовал христианскую веру. Кесарь передал ему письмо, в котором просил Наджаши оказать им посильную помощь.


Ибн Са‘лаб доставил письмо к Наджаши и поведал, что пришёл просить помощи. Царь Наджаши откликнулся на призыв и подготовил войско, чтобы отправить воинов в Йемен. Предводителем этого войска он назначил человека по имени Арят.


Арят, исполненный решимости разгромить последователей Зу-Наваса, повёл войско в Йемен. Противостоять ему племя Зу-Наваса, ослабленное внутренними раздорами, не могло. В сражении Зу-Навас был убит. И Арят отправил Наджаши письмо, в котором доложил о выполнении приказа и разгрома войска Зу-Наваса. Царь прислал ему письмо, повелев оставаться там же.


В Йемене раньше правил Абрахат, а теперь назначили ещё и Арята, и народ разделился на сторонников того и другого. Разногласия между ними вскоре привели к противостоянию, где обе стороны собрали свои войска и приготовились к кровопролитию. 


Абрахат не желал смуты среди народа хабашитов и отправил к Аряту гонца с таким предложением: «Давай не будем из-за нас проливать кровь своего народа и сразимся в поединке на саблях. Тот, кто останется в живых, станет правителем, и весь народ объединится вокруг одного правителя». 


Арят согласился с таким решением, и они договорились сразиться в поединке.
Арят был сильным человеком высокого роста, а Абрахат был полным и невысоким. Приблизившись в поединке, Арят ударил Абрахата по лицу и нанёс ему глубокую рану. В тот же час визирь Абрахата по имени Атудат, который в это время был поблизости, одним ударом уложил Арята на землю замертво. Абрахату посчастливилось, он остался в живых, и все хабашиты и жители Йемена объединились вокруг него.


Когда известие о том, что Арят убит, дошло до Наджаши, он пришёл в ярость и поклялся потаскать Абрахата за волосы и растоптать землю, по которой он ходит. Абрахат получил от царя грозное письмо с обвинением в самочинном убийстве Арята.


Абрахат был порядочным, религиозным человеком, подлость не была присуща ему. Прочитав письмо, он стал готовить ответ. Чтобы клятва Наджаши не осталась невыполненной, он обрил голову и собрал волосы в сверток. Также он набрал в мешочек немного земли, по которой ходил, и отправил всё это к Наджаши. Потом принялся писать письмо с объяснением, как всё произошло в действительности.


«О царь, – начал он письмо, – какая тебе разница, я или Арят? Арят был твоим рабом, я тоже являюсь им и к тому же лучше разбираюсь в нравах народа. Когда я сказал об этом Аряту и попросил не мешать мне, он выступил против меня. Я нашёл выход из положения, предотвратив кровопролитие, которое могло произойти из-за нашего разногласия. Он со мной согласился, и мы сразились в поединке, а после его гибели народ объединился, как и прежде. А чтобы твоя клятва не оказалась ложной, отправляю тебе часть земли, по которой я ходил, и волосы с головы – поступай с ними как пожелаешь». 


Так Абрахат в письме с должным почтением, сладкими речами правдиво объяснил Наджаши, что произошло. Мешочек с землёй и сверток со своими волосами он приложил к письму.
Получив мудрое письмо Абрахата, Наджаши обрадовался и написал ему: «Живи как хочешь. Как говорится, и врага лучше иметь умного». 


Так мудрость Абрахата погасила вражду царя.
Абрахат решил построить на земле Сан‘а церковь специально для царя Наджаши. Он собрал всё необходимое и, мобилизовав все силы, в скором времени завершил строительство. По окончании строительства храма, одного из красивейших и величественнейших в мире, он написал Наджаши: «Хочу, чтобы арабы совершали паломничество к этому храму, а не к Каабе».


Один человек, который периодически совершал паломничество в Мекку, услышал об этом. Рассердившись, он вошёл в церковь и назло Абрахату осквернил её. 
Абрахата это сильно задело. Он начал расспрашивать, кто это сделал, и пообещал, что не успокоится, пока не найдёт виновного.


Вскоре узнали и рассказали, что это сделал один из арабов, который совершает паломничество к Каабе. Воспользовавшись этим поводом, Абрахат поклялся непременно отправиться к Каабе, чтобы разрушить её. Он собрал огромное войско из числа хорошо подготовленных и обученных воинов и двинулся в сторону Мекки. Войско сопровождали огромные слоны, которые сносили всё на своём пути. 
Это известие омрачило сердца йеменских арабов, и они во главе с Зу-Нафаром решили восстать против Абрахата.


Войско арабов потерпело поражение, а сам Зу-Нафар попал в плен. «Если ты не убьёшь меня, а возьмёшь с собой в качестве пленного, тебе же будет лучше», – обратился он к Абрахату. Зу-Нафар дал клятву верности, и его взяли с собой как пленника.


Войско Абрахата двинулось вперёд. Путь им преградило войско Нуфайла ибн Хубайба. Началось сражение, войско Абрахата разгромило противника, а сам Нуфайл также попал в плен. Он тоже попросил взять его с собой в качестве проводника, так как хорошо знал земли арабов, и ему велели идти впереди войска.


Вскоре они остановились в Таифе (ныне ат-Таиф – город, расположенный на западе Саудовской Аравии в регионе Хиджаз, в 90 км к юго-востоку от Мекки), и туда явился Мас‘уд ибн Мухиси Сакафиййи. Ведя подлые речи, угодные Абрахату, он обещал прислать человека, который покажет им дорогу к Каабе. Отправленный им проводник по имени Абу Рахаль провёл Абрахата и его войско до местечка Магмас, расположенного вблизи Мекки. В Магмасе он внезапно заболел и умер, словно его убили. Там же его и похоронили. Говорят, арабы и сегодня бросают камни в могилу Абу Рахаля.


Абрахат, остановившийся в Магмасе, позвал к себе Асвада ибн Мас‘уда и отправил его в Мекку, поручив ему тайком увести скот мекканцев, чтобы проверить их. Как и было приказано, Асвад угнал скот, пасшийся в степи, в том числе двести верблюдов дедушки Посланника Аллаха ﷺ Абд уль-Мутталиба. К жителям Мекки Абрахат отправил гонца по имени Ханатат с поручением встретиться с их предводителем и сообщить ему о цели хабашитов.


Предводителем мекканцев был Абд уль-Мутталиб. Ханатат встретился с ним, рассказал ему обо всём и коротко изложил намерение Абрахата. «Он не собирается воевать с вами, – заверил гонец. – Разрушит Каабу и уйдёт обратно». Абд уль-Мутталиб возразил ему, что Кааба – это заповедный дом Всевышнего, и дал Ханатату ответ со следующим смыслом: «Если Всевышний захочет, Он защитит Свой дом. Защитит или нет – это Его дело. Мы же не в силах остановить вас».


Ханатат попросил Абд уль-Мутталиба пойти с ним к Абрахату. Абд уль-Мутталиб пришёл в Магмас, где встретил своего давнего друга Зу-Нафара. Они поговорили друг с другом, и Абд уль-Мутталиб спросил его, не сможет ли он помочь другу. «Я ведь пленник Абрахата, какая помощь от пленника?! – горько ответил тот. – Но Анис, который управляет самым большим слоном, – мой друг». И он дал слово, что через него сделает всё, что возможно.


Зу-Нафар пошёл к Анису и сказал, что Абд уль-Мутталиб – близкий ему человек. Анис обещал оказать посильную помощь и повёл его к Абрахату. «Это предводитель курайшитов Абд уль-Мутталиб», – представил его Анис. Он рассказал Абрахату, что Абд уль-Мутталиб раздаёт милостыню, кормит птиц, перечислил все его положительные качества и сказал: «Я бы хотел, чтобы ты выслушал его». 


Абрахат с большими почестями принял Абд уль-Мутталиба и посадил рядом с собой. Потом с помощью переводчика спросил, зачем он прибыл. 
Абд уль-Мутталиб сказал о цели своего визита: «Верните мне двести моих верблюдов». 
Абрахат удивлённо посмотрел на переводчика. 


«Когда ты пришёл, я испытал глубокое уважение к тебе, а сейчас ты немного разочаровал меня», – сказал он. 
«Почему?» – спросил Абд уль-Мутталиб. 
Абрахат объяснил: «Я прибыл, чтобы разрушить дом, в котором совершали поклонение ты и твои предки, а ты даже не вспомнил о нём и беспокоишься лишь о своих верблюдах». 


«Это мои верблюды, я их хозяин. А у Каабы есть свой Хозяин, Он Сам её защитит», – ответил Абд уль-Мутталиб. 
Абрахат ничего не сказал ему в ответ и лишь повелел вернуть ему всех его верблюдов.

(Продолжение в следующем номере.)

Из книги «История пророков» шейха Саида-афанди аль-Чиркави

Комментарии (1)

  • 06.08.2020
    МашАллгь