19 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.08.2020 (по Ханафи)

1. В нашей семье случилось горе – мы потеряли бабушку. Приближаются очередные поминки, 40 дней. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением CoViD-19, можно ли не проводить поминок со сбором гостей, а вместо этого попросить имама прочитать Коран и молитву за бабушку? Многие утверждают, что всё это можно сделать на расстоянии, необязательно в доме бабушки. 2. Когда человек берёт деньги за товар заранее, обязуясь предоставить его через определённое время, и надолго задерживает, могу ли я требовать часть денег назад за нарушение договора? 3. В этом году по причине карантина я остался без работы, и на данный момент у меня нет возможности резать курбан. Могу ли я взять в долг средства и выполнить этот обряд? 4. У моего мужа умерла сестра, остались двое сыновей. Её бывший муж давно ушёл от неё и отказался от детей. Мне самой приходится заботиться о них, они находятся на моём с мужем воспитании. Можно ли нам использовать пенсию этих детей, выделенную им государством? 5. Врачи сказали, что выздороветь я смогу только после пяти лет интенсивного лечения. Как мне быть с постом месяца Рамадан? Необходимо ли выплатить штраф? 6. Есть ли в Исламе такой вариант, что можно украсть невесту и заключить никях (мусульманский брак), если родители против, но для этого надо уехать на какое-то определённое расстояние? 7. Когда закалываешь животное, то наджасой (скверной, нечистотой) считается только та кровь, которая вышла из горла через разрез, совершённый ножом? 8. Для какой категории людей жертвоприношение является ваджибом? 9. Подскажите, пожалуйста, как правильно распределить мясо жертвенного животного? 10. Можно ли читать над тяжело больным (умирающим) христианином суру «Ясин»? 11. В молодости меня очень сильно обидела знакомая женщина... можно сказать, она изменила всю мою жизнь в худшую сторону, и я настрадалась из-за неё. Теперь она умерла от коронавируса, я хочу её простить, но не могу никак... очень стараюсь, но не получается. Как мне быть, что делать? Как заставить сердце? 12. Можно ли мясом от жертвоприношения (курбан) угощать немусульманина? 13. Насколько мне известно, животное с недостатками не дозволяется резать на Курбан-байрам. Считается ли кастрация недостатком? 14. После захоронения на могилу наливают воду. Есть ли этому основание в Исламе, и если есть, в чём состоит мудрость такого действия?

1. В нашей семье случилось горе – мы потеряли бабушку. Приближаются очередные поминки, 40 дней. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением CoViD-19, можно ли не проводить поминок со сбором гостей, а вместо этого попросить имама прочитать Коран и молитву за бабушку? Многие утверждают, что всё это можно сделать на расстоянии, необязательно в доме бабушки. 

Прочитать Коран за усопшего можно в любом месте, необязательно именно в доме покойного, и для этого не нужно собирать большое количество гостей, тем более в нынешней ситуации. Достаточно попросить имама, любого человека, кто красиво и правильно умеет читать Коран. Не забывайте и сами как можно чаще молить Всевышнего за усопшего.
Кстати, выделение определённой даты после смерти (40, 52, 100 дней, год и т. д.) не имеет ничего общего с Исламом.

 

2. Когда человек берёт деньги за товар заранее, обязуясь предоставить его через определённое время, и надолго задерживает, могу ли я требовать часть денег назад за нарушение договора?

Нет, не можете, однако вы вправе расторгнуть договор и забрать все деньги.

 

3. В этом году по причине карантина я остался без работы, и на данный момент у меня нет возможности резать курбан. Могу ли я взять в долг средства и выполнить этот обряд? 

Если человек сам является нуждающимся и не имеет возможности заколоть жертвенное животное, то ему не вменяется в обязанность жертвоприношение, и нет причин из-за этого влезать в долги.

 

4. У моего мужа умерла сестра, остались двое сыновей. Её бывший муж давно ушёл от неё и отказался от детей. Мне самой приходится заботиться о них, они находятся на моём с мужем воспитании. Можно ли нам использовать пенсию этих детей, выделенную им государством?

Вы, являясь опекуном этих детей, вправе использовать пенсию детей на свои нужды, но в меру. Если у вас есть свой доход, то тогда будет правильно расходовать их пенсию только на их нужды, и откладывать по возможности, чтобы после совершеннолетия передать им. 

 

5. Врачи сказали, что выздороветь я смогу только после пяти лет интенсивного лечения. Как мне быть с постом месяца Рамадан? Необходимо ли выплатить штраф?

Штраф (фидья) платить вы не должны. Но когда вылечитесь, то необходимо возместить посты. («Марак аль-Фалях»)

 

6. Есть ли в Исламе такой вариант, что можно украсть невесту и заключить никях (мусульманский брак), если родители против, но для этого надо уехать на какое-то определённое расстояние?

В Исламе нет кражи невест. Это однозначно запрещено (харам). Постарайтесь добиться согласия родителей, ведь в этом для неё и для вас будет благодать (баракат).

 

7. Когда закалываешь животное, то наджасой (скверной, нечистотой) считается только та кровь, которая вышла из горла через разрез, совершённый ножом?

Наджасой является кровь, которая вытекла. А то, что осталось в мясе, не будет считаться наджасой. (Марак аль-Фалях»)

 

8. Для какой категории людей жертвоприношение является ваджибом? 

Принесение в жертву животного (удхыят) – ваджиб (обязательно) для мусульманина, не находящегося в сафаре (пути), имеющего возможность для жертвоприношения. Под возможностью понимается обладание имуществом (помимо имущества для удовлетворения основных его нужд и его семьи), облагаемым закятом.

 

9. Подскажите, пожалуйста, как правильно распределить мясо жертвенного животного?

Предпочтительным является разделение мяса на три части. Одна из частей – для семьи, другая распределяется среди друзей и родственников, а третья – среди бедных и нуждающихся. Если человек беден или у него очень большая семья, он может оставить всё мясо себе. («Радд уль-Мухтар»)

 

10. Можно ли читать над тяжело больным (умирающим) христианином суру «Ясин»?

Да, можно читать, в качестве рукийя (молитвы для исцеления). А также хорошо при этом сформулировать намерение, чтобы это стало причиной наставления его на истинный путь. 

 

11. В молодости меня очень сильно обидела знакомая женщина... можно сказать, она изменила всю мою жизнь в худшую сторону, и я настрадалась из-за неё. Теперь она умерла от коронавируса, я хочу её простить, но не могу никак... очень стараюсь, но не получается. Как мне быть, что делать? Как заставить сердце?

Прощать обидчиков не всегда легко, и для этого нужно понять, насколько это ценится перед Всевышним. В Священном Коране во многих аятах Господь повелевает нам прощать тех, кто поступил по отношению к нам плохо; Творец сообщает, что Рай уготован для богобоязненных, одним из качеств которых является умение прощать. Пророк ﷺ также побуждал свою общину к прощению и пояснил, что одними из лучших качеств благого нрава человека являются проявления терпения и прощения. 


Если мы будем просить Всевышнего о благе для обидчика, то со временем ощутим, как обида покинет сердце. 
Всё, что произошло, случилось по воле Всевышнего, и во всём есть Его мудрость, и это не могло не произойти. Всевышний говорит в Коране (смысл): «…Быть может, вам неприятно что-то, а это благо для вас. И, быть может, вы любите что-то, а оно зло для вас…» (сура «аль-Бакара», аят 216). 
Просите Всевышнего избавить вас от обиды и злобы в сердце. 
 

 

12. Можно ли мясом от жертвоприношения (курбан) угощать немусульманина?

В книге «Аль-Фатав аль-Хиндия» написано: «Дозволяется дать мясо курбана богатому, бедному, мусульманину и немусульманину».

 

13. Насколько мне известно, животное с недостатками не дозволяется резать на Курбан-байрам. Считается ли кастрация недостатком? 

Что касается кастрированного животного, то его можно приносить в жертву.

 

14. После захоронения на могилу наливают воду. Есть ли этому основание в Исламе, и если есть, в чём состоит мудрость такого действия?

В книге «Аль-Бахру ар-Раик» сказано: «Нет ничего предосудительного в поливании водой могилы, так как это служит выравниванием для неё».
В книге «Ад-Дурр уль-Мухтар» имам аль-Хаскафи пишет, что это делается для того, чтобы ветер не унёс землю с могилы. 


Имам Ибн Абидин, комментируя эти слова, пишет: «Более того, это действие желательно совершить, так как Пророк ﷺ наливал воду на могилу Са'да, как это передаётся в хадисе от Ибн Маджа, и на могилу своего сына Ибрагима, как это передал Абу Давуд, а также повелел сделать так с могилой Усмана ибн Маз'уна, как об этом передаётся от Баззара».

Мухаммад-фарук Азимов