20 апреля
2024 года
поделиться

Родословная имама Абу Ханифы

Наш господин, величайший факих всех времён Нуман сын Сабита сын Нумана сын Марзубана родился в 80-м году по хиджре (исламское летоисчисление) в городе Куфа (Ирак).

Существуют разные версии происхождения имени великого имама. Так, некоторые учёные считают, что корень имени Нуман переводится как «сдам кровь», которая является основой организма человека, посредством которой он функционирует. Поэтому Абу Ханифа – тот, на ком основывается фикх (вся исламская юриспруденция). 


Другие учёные считают, что его имя произошло от слова «нимат» («милость»), поэтому Абу Ханифа – как милость Всевышнего для Своих творений. 


Учёные единогласны в том, что слово «ханифа» это форма женского рода слова «ханиф». Что, в свою очередь, означает «муслим», то есть «покорный». Также слово «ханаф» означает «склонность». Вот и выходит, что Ханаф – это муслим, склонившийся к истинной религии своего Создателя. 


Существует также множество версий о том, по какой именно причине великого имама стали называть Абу Ханифой. Одна из самых известных – это то, что у имама была дочь Ханифа. Но это мнение считается ложным, так как у него не было детей, кроме сына Хаммада, которого он назвал в честь своего учителя. Другие считают, что его так стали называть потому, что он постоянно носил с собой чернильницу, а на иракском диалекте арабского языка чернильница звучит как «ханифа». 


Хатыб, автор книги «Тарих уль-Багдад», и другие учёные приводят слова Абу Ханифы, который говорил: «Не назовётся моим прозвищем после меня никто, кроме сумасшедшего». «И мы видели людей с подобным прозвищем, – продолжает Хатыб, – они были слабоумны. Но всё же существует множество учёных с подобным прозвищем, которые являются имамами и учёными этой уммы (общины Пророка ﷺ). В частности, это аль-Иткани, Аддайнури и многие другие учёные, количество которых достигает тридцати человек».


В этой же книге Хатыб приводит слова Исмаила сына Хаммада сына Абу Ханифы о том, что Сабит сын Нумана сын Марзубана вёл своё происхождение из рода свободных персов. В частности, Исмаил говорил: «Клянусь Аллахом ﷻ, мы никогда не были в рабстве. Мой дед родился в 80-м году хиджры. В детстве Сабиту, отцу Абу Ханифы, посчастливилось посетить Али ибн Абу Талиба رضي الله عنه. Сподвижник Али رضي الله عنه, в свою очередь, помолился за маленького Сабита и его будущее потомство. И мы надеемся на Всевышнего, что Он принял мольбу этого славного сподвижника в отношении нас». 


Учёные имеют разные точки зрения по поводу того, действительно ли предки Абу Ханифы были рабами. И объясняют это тем, что речь идёт о разных людях. Те, кто утверждает, что они были рабами, имеют в виду деда имама, а те, кто отрицает наличие рабов в этом семействе, имеют в виду отца Абу Ханифы – Сабита. Но всё же сын Исмаила, который был упомянут выше, сказал, что его предки – мавали (вольноотпущенники) и что Сабит был пленён в Кабуле, где некая женщина купила его, а затем освободила.

 

Внешность имама 

Ближайший друг и один из лучших учеников Абу Ханифы, Абу Юсуф, так описал своего учителя: «Он был среднего роста, с очень красивым лицом, красноречив и грамотен в речи, с красивым голосом, разъясняющий лучшим образом всё, что пожелает». 


Внук Абу Ханифы Умар сын Хаммада рассказал: «Абу Ханифа был высоким и смуглым». 
Сам же Хаммад, сын Абу Ханифы, описывал своего отца следующим образом: «Отец был очень красивым человеком, представительным. Он разговаривал лишь тогда, когда его спрашивали, и не вдавался в подробности того

Ахмад Ибрагимов