28 марта
2024 года
поделиться
Категория: История

Аул железнодорожников

День села – в День железнодорожника Каждый аул на Кавказе по-своему уникален. Речь идёт не столько о географическом расположении и архитектуре, сколько о роде занятий основной части населения, её приверженности одному общему ремеслу. Так, всем известны дагестанские селения Кубачи, Унцукуль, Гоцатль, Балхар, Цовкра и др. О них знают не только в Дагестане, России, но и во всех республиках бывшего СССР, а о златокузнецах Кубачи или канатоходцах Цовкра знает весь мир.

Как ни удивительно, но в дагестанских горах на высоте более 2000 м над уровнем моря есть аул железнодорожников. Судьба древнего лакского села Сумбатль вот уже более полутора столетий тесно связана со стальными магистралями. Несмотря на то, что само селение расположено высоко в горах Кулинского района на расстоянии двухсот километров от железной дороги, трудно найти в ауле семью, которая в той или иной мере не была бы связана с железной дорогой. В Сумбатле более 30 династий железнодорожников, и у каждой общий трудовой стаж превышает 100–150 лет. 

История села

Первым сумбатлинцем-железнодорожником, проложившим путь к этой нелёгкой, но ответственной профессии, был Тамаз – сын грузина Арчила и сумбатлинки Айшат.  Арчил был усыновлён сумбатлинцем и рос, как и все аульские дети. От них и ведёт своё происхождение известный в селе тухум Ацухул (Ачихул).


В середине XIX века в России шло интенсивное строительство железных дорог, и Тамаз приобщился к этому ремеслу. По рассказу Курбанмагомеда, правнука Тамаза, проработавшего на железной дороге около сорока лет, он, кроме Ростова-на-Дону, работал в нескольких городах Поволжья, в том числе и в Саратове. 


Заработав определённые средства, Тамаз приехал в родной аул, а позже, забрав с собой двоих своих сыновей и ещё нескольких молодых сельчан, вернулся на железную дорогу, приобщив всех их к своей профессии.
В дальнейшем примеру Тамаза последовало немало сумбатлинцев. Заработки по тем временам на строительстве железнодорожных магистралей были относительно высокими. Уже к концу XIX века сумбатлинцев можно было встретить на строительстве железных дорог во Владикавказе, Ростове, Невинномысске, Батайске, Назрани и во многих других городах России. 


Даже те сумбатлинцы-отходники, которые впоследствии переквалифицировались в сапожников, лудильщиков, кузнецов и т. д., начинали свою трудовую биографию именно на железной дороге.

 

Строительство железной дороги Ростов-Баку

К концу XIX века сумбатлинцы стали выезжать для работы на железной дороге уже артелями и в основном успешно устраивались на работу. Особенно активное участие они принимали в строительстве железной дороги Ростов – Баку, начатом по указу Александра III в 1885 году, на него было выделено 12 млн рублей. В 1893 году железная дорога соединила Порт-Петровск (ныне Махачкала) с Ростовом, а в 1899 году – с Баку. Многие сумбатлинцы работали и на строительстве железной дороги Владикавказ – Назрань.


По свидетельству железнодорожного мастера Салиха Алимова, только в 1894 году для работы на железной дороге выехало 36 сумбатлинцев. Иногда 97–98% рабочих отдельного дорожного участка составляли выходцы из этого села. Артельными старостами, дорожными мастерами, обер-мастерами являлись сумбатлинцы. Он же в своём рассказе описывает тяжёлый, изнурительный труд железнодорожников: рубка леса, где прокладывали железную дорогу, сооружение насыпей, строительство мостов, которое в основном производилось вручную. Непривычные к местному климату горцы часто болели малярией и другими болезнями. 


Начиная с 30-х годов прошлого века от Армавира до Араблинска на каждой железнодорожной станции, разъезде работали мастерами, бригадирами, путевыми обходчиками, рабочими многие сумбатлинцы. К примеру, в 1937 году таковых было 241 (71 семья). Сумбатлинцы работали не только на Владикавказской (ныне Северокавказской) железной дороге. Они трудились и на Николаевской (Октябрьской) железной дороге, в Екатеринбурге, Мурманске. 


Труд на железной дороге всегда был нелёгким и ответственным. В период индустриализации в предвоенные годы, в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы сумбатлинцы самоотверженно трудились на железных дорогах. 


Всем известно, что через Махачкалу каждые пять-шесть минут проходили пассажирские или товарные составы. Держать в образцовом состоянии всё сложное хозяйство, внедрять в производство научно-технические достижения – всё это требовало ответственного подхода к порученному делу, высокой дисциплины и самоотдачи. Железнодорожная служба фактически является полувоенной. Свою трудовую деятельность сумбатлинские железнодорожники, как правило, начинали с должности ремонтного рабочего пути. 


В послевоенное время многие сельчане оканчивали институты и становились инженерно-техническими работниками. Наиболее талантливые и прилежные становились главными инженерами, начальниками станций и дистанций, вокзалов и отделов, да и всего махачкалинского отделения.

 

Знаменитые выходцы

Первым дипломированным специалистом с высшим железнодорожным образованием, как рассказывают, был Садык Умаров, который от ученика путейца вырос до железнодорожного генерала и в 40–50-х годах работал главным контролёром-ревизором Северо-Кавказской железной дороги (тогда она называлась Орджоникидзевской железной дорогой).


Рамазан Сутаев более 20 лет возглавлял Махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги – один из самых ответственных и сложных участков народного хозяйства республики.
Захар Адамов окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «управление перевозочным процессом». Является заместителем начальника Северо-Кавказской железной дороги (по территориальному управлению) Махачкалинского региона.


Шестнадцать сумбатлинцев-железнодорожников только на Северо-Кавказской железной дороге награждены орденами Ленина, другими орденами, медалями и почётными грамотами. 

 

День железнодорожника

Как известно, в каждом кавказском селе ежегодно празднуется День села. Интересно, что этот праздник в Сумбатле отмечают в первое воскресенье августа – в День железнодорожника. 
При въезде в село установлена стела в виде железнодорожных щипцов, которые сжимают рельс, – своеобразный символ Сумбатля.

Ахмед Муслимов