25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.07.2020 (по Шафии)

1. Имеет ли право тот, кому покойный при жизни поручил исполнение завещания, нанять кого-либо для совершения хаджа или ‘умры (малого хаджа) за умершего без ведома наследников? 2. Можно ли пить препараты, содержащие нечистоту, будь это свиной жир или что-то другое? 3. Нужно ли выплачивать закят с оборудования, транспорта, техники, используемых в торговле или производстве? 4. Греховно ли не приносить животное в жертву на Курбан-байрам, если человек обременён большой семьёй и материально не обеспечен (малоимущий)? 5. Можно ли зарезать одного барана с намерением на курбан и ‘акика за своего новорождённого ребёнка? 6. Нужно ли повторно мыть кисти рук вместе с предплечьями, если они уже были омыты в начале омовения? 7. Можно ли посещать кладбище в ночь на праздничный день – Курбан- и Ураза-байрам («большая ночь») – и утром праздничного дня? 8. Как правильно расположить руки после вступления в намаз?

1. Имеет ли право тот, кому покойный при жизни поручил исполнение завещания, нанять кого-либо для совершения хаджа или ‘умры (малого хаджа) за умершего без ведома наследников?

Тот, кому завещатель поручил приведение в исполнение завещания, не имеет права самовольно нанять человека для совершения хаджа или ‘умры за умершего, если тот не выделил для этого достаточных средств и не указал об этом в завещании.


Однако если наследники разрешили ему нанять человека для совершения хаджа или ‘умры за покойного, то он может нанять человека для этого без упомянутого условия. («Аль-Фатава аль-Фикхия аль-Кубра»)

 

2. Можно ли пить препараты, содержащие нечистоту, будь это свиной жир или что-то другое?

Учёный мазхаба имама аш-Шафии Иззу-ддин бин Абду-Ссалам в своей книге «Кава'ид аль-Ахкам» пишет: «Дозволяется использовать при лечении лекарство с содержанием нечистоты (наджасы) при отсутствии чистого препарата, который может заменить его. Доводом к этому является то, что польза для здоровья человека и лечение от болезни более предпочтительны, чем польза в остережении от нечистот».


Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму'» пишет: «Действительно, можно принимать нечистоту (наджасу) в качестве лекарства при отсутствии чистого препарата. А если есть замещающий препарат (чистый), то однозначно запрещается принимать его (нечистоту)».


Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Разрешается принимать лекарство, содержащее нечистоту, по рекомендации соблюдающего каноны религии врача-мусульманина, или если сам больной, будучи врачом, знает, что препарат содержит нечистоту, но дозволенного заменителя нет и только данное лекарство предназначено для лечения этой болезни».

Заключение:
Дозволено принимать лекарства, содержащие нечистоту, при отсутствии замены – чистого аналога, согласно заключению соблюдающего каноны религии врача-мусульманина.
 

 

3. Нужно ли выплачивать закят с оборудования, транспорта, техники, используемых в торговле или производстве?

Если техника и оборудование приобретены для дальнейшей перепродажи, даже если они временно используются на производстве или в бизнесе, однако не сняты с продажи (с намерением оставить себе), то с них необходимо выплатить закят.


Что касается техники или оборудования, которые были приобретены не для дальнейшей продажи, а для эксплуатации в производстве и ведении бизнеса, они закятом не облагаются. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)
 

 

4. Греховно ли не приносить животное в жертву на Курбан-байрам, если человек обременён большой семьёй и материально не обеспечен (малоимущий)?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Манхадж аль-Кавим» пишет: «Жертвоприношение является крайне важной общественной сунной (сунна-муаккада ‘аляль-кифая), выполнение которой некоторыми верующими снимает эту ответственность с других. Однако есть и слабое мнение, что оно является обязательным деянием. Если один человек в семье совершит жертвоприношение, этого достаточно для всех, даже если желательно сделать это за каждого из них. Оставление (невыполнение) всеми этого обряда нежелательно. Заклание животного становится обязательным, только если человек взял на себя обет (назр). К примеру, человек делает подобное намерение: «Я беру на себя ради Аллаха ﷻ обязательство жертвоприношения», или «Я делаю это животное жертвенным».


Учёный мазхаба имама Абу Ханифы Ахмад ибн Али к комментариям книги «Мухтасар ат-Тахави» пишет: «Жертвоприношение обязательно тем, у кого есть достаток. Уровень достатка, при котором жертвоприношение становится обязательным, равен уровню достатка, при котором обязательно выплатить закят».

Заключение:
Согласно мазхабу имама аш-Шафии жертвоприношение (узхия) является крайне желательным деянием. Если человек по причине несостоятельности или по другим причинам оставит эту сунну, то в грех он не впадает.
Согласно мазхабу имама Абу Ханифы оно является обязательным для тех, у кого есть имущество, достигшее уровня обязательного закята и превышающее нужды этого человека.
 

 

5. Можно ли зарезать одного барана с намерением на курбан и ‘акика за своего новорождённого ребёнка?

Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет: «Если объединить намерения на курбан и ‘акика и принести в жертву одного барашка, то оба обряда засчитываются».
А Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Если заколоть одного барашка с намерением на курбан и ‘акика, то ни один из обрядов не получается».

Заключение:
В этом вопросе есть полемика среди учёных шафиитского мазхаба. Поэтому лучше, если есть возможность, принести в жертву для курбана и ‘акика отдельно по одному барану. Хотя можно, как мы уже сказали, следуя за теми учёными, кто дозволяет объединять обряды, зарезать одно животное на оба случая.
 

 

6. Нужно ли повторно мыть кисти рук вместе с предплечьями, если они уже были омыты в начале омовения?

Мытьё кистей рук в начале омовения является желательным действием, однако их нужно повторно омыть вместе с предплечьями в ходе омовения. Если же во время мытья рук кисти останутся немытыми, равно как и маленькая частичка на органах омовения, то оно будет недействительным, а, следовательно, недействителен и намаз. («Тухфат аль-Мухтадж»)

 

7. Можно ли посещать кладбище в ночь на праздничный день – Курбан- и Ураза-байрам («большая ночь») – и утром праздничного дня? 

Посещение кладбищ во все времена является желательным действием (сунна) для мужчин-мусульман и нежелательным для женщин, кроме случаев посещения могил пророков, учёных-богословов и близких родственников с соблюдением ими определённых условий.
Посещение могил в любое время суток является желательным действием (сунна), однако есть предпочтительные дни для посещения кладбища.


В достоверном хадисе говорится, что Пророк ﷺ, после того как люди получили правильное понимание религии, сказал: «Я раньше запрещал вам посещение могил, теперь же посещайте их» (Муслим).
А что касается посещения кладбища в праздничные дни (Курбан- и Ураза-байрам), учёный шафиитского мазхаба Мухаммад Амин аль-Курди в своей книге «Танвир аль-Кулюб» пишет следующее: «Особенно предпочтительно посещать могилы в праздничные дни Ид уль-Фитр – праздник разговения и Ид уль-Адха – праздник жертвоприношения».


Ханафитский учёный Низамуддин аль-Бальхи в своей книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» пишет: «Самыми превосходными днями для посещения могил являются следующие четыре дня: понедельник, четверг, пятница и суббота, также туда входят благословенные ночи, особенно ночь Ляйлят уль-Бараа, также первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, праздники Ид аль-Адха, Ид аль-Фитр, день Ашура и другие знаменательные дни». 
 

 

8. Как правильно расположить руки после вступления в намаз?

Согласно более аргументированному мнению в мазхабе имама аш-Шафии, молящемуся желательно (суннат) после вступления в намаз сложить руки между пупком и грудью, более предпочтительно же обхватить пальцами правой руки запястье левой и расположить их чуть слева, рядом с сердцем, слегка держа раскрытыми пальцы левой руки.


Подобное расположение рук на груди символизирует сохранение веры в сердце, как хранят то, чего боятся потерять, а также помогает сосредоточиться на намазе, сохраняя от мыслей, способных отвлечь человека от смиренности в молитве. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Хашия аль-Буджайрами»)
 

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).