поделиться

Государственный и религиозный деятель, дипломат имам Шамиль

В этом году в Республике Дагестане широко отмечаются юбилейные мероприятия в честь 220-летия со дня рождения национального героя Кавказа, имама Дагестана и Чечни, шейха Шамиля. Мероприятия будут проходить в Дагестане до конца года. Первые мероприятия в честь 220-летия со дня рождения имама Шамиля начались 26 июня. В этот день прошёл конкурс чтецов Корана, посвящённый юбилею великого имама.

Память о великом имаме свято чтут на Кавказе, поэтому по инициативе главы РД Р.Г. Абдулатипова и по благословению Муфтия РД шейха Ахмада-афанди было решено воздвигнуть в горах Дагестана первый на Кавказе мемориал общей памяти и общей судьбы «Ахульго». Он был сооружён на месте одной из величайших и жесточайших битв Кавказской войны.

 Становление имама

 Будущий имам Дагестана и Чечни Шамиль родился 26 июня 1797 года (1 мухаррама 1212 года) в селении Гимры в семье узденя Денгасул Мухаммада. Родители дали ему имя Али, но в детстве он часто болел и был слабым ребёнком, поэтому было решено поменять ему имя и назвать Шамилём. По воспоминаниям современников, после нового имянаречения ребёнок перестал болеть, увлёкся физическими упражнениями, много работал над собой и стал сильным и умным юношей. Есть личности, которые олицетворяют характер определённых народов. Имам Шамиль был именно таким человеком, подлинным олицетворением лучших черт кавказца, горца.

 С раннего детства он выбрал путь науки и уже в молодом возрасте приобрёл известность в богословских кругах. Хотя Шамиль, как и все горцы, был по своему духу воином, война не была его самоцелью. Он хотел посвятить свою жизнь науке, однако судьба распорядилась иначе: видя его лидерские качества, знания и мудрость, народ выбрал его в качестве имама и своего предводителя. Земли Северного Кавказа были стратегически важными для России. Политическая карта мира динамично менялась, и по всей планете велись колониальные войны.

 Присоединение Кавказа к России рассматривалось как одна из ключевых задач внешней политики государства. Но свободолюбивый дух горцев, ценность свободы, привычный уклад жизни – всё вынуждало их выступать в защиту Отчизны. Горцы не были против того, чтобы жить в мире и согласии с царской Россией и даже войти в её состав, но с условием, что будет гарантировано сохранение религии, традиционных культурных ценностей, самобытного уклада жизни. Но некоторые политические деятели, от которых зависело, какой будет политика на Кавказе, считали горцев «варварами», с которыми невозможно договориться и заключать политические соглашения.

 Единственно правильным, по их мнению, было начало военной кампании на Кавказе. Многие видные военные и политические деятели России выступали против покорения Кавказа силой оружия. Это были сторонники мирного пути, включения региона в состав империи путём использования экономических рычагов. Даже генералы не были единодушны в оценке политики царского самодержавия на Кавказе. Генерал-фельдмаршал Д.А. Милютин, в частности, говорил, что надо совершенно изменить образ действия русских на Кавказе: не применять насилия, не посягать на обычаи и образ жизни, а убедить горцев, что Россия тем могущественна и велика, что спокойствие и благо края суть единственная цель её устремлений.

 Известный публицист Ясин-Иванов, как и многие другие просветители, выступал за культурно-экономическое сближение горцев с русскими на Кавказе. Этнограф Карл Сталь писал о том, что «каждый период этой войны будет поэмой, строгой и величественной, полной геройских эпизодов». И таких примеров множество. К тому же во времена Шамиля война с горцами оценивалась многими в России как тяжёлое бремя для русского народа.

 Театр войны

 Имам Шамиль продолжил единственно возможный в тот момент путь, проложенный имамами Газимухаммадом и Гамзатбегом. Ему пришлось более чем четверть века отстаивать интересы своего народа, он сохранил веру, культуру, традиции народа. В государстве имама Шамиля, несмотря на военные действия, особое внимание уделялось науке, образованию, культуре. Повсеместно он давал поручения открывать учебные заведения, где дети и подростки обучались не только сугубо религиозным наукам, но и математике, астрономии, философии, иностранным языкам.

 Имам Шамиль очень мужественно и долго воевал и заставил царские власти признать, что горцы достойны уважения и что Дагестан может развиваться в составе России не как колония, а как полноценная часть великого государства, граждане которого имеют одинаковые права и свободы. Как мужественный и мудрый человек, имам Шамиль смог на последнем этапе войны принять правильное решение и завершить дело миром. Благодаря усилиям имама Шамиля как великого государственного, политического и религиозного деятеля народы Дагестана смогли сблизиться с Россией на равных. В этом особая значимость деятельности имама.

 Имам Шамиль – дипломат Одарённость личности Шамиля как миротворца и дипломата в полной мере проявилась в эпизоде, когда имам в 1839 году отдал своего 9-летнего сына Джамалуддина в качестве аманата (заложника) русскому правительству в надежде, что эта жертва поможет установлению мира. Но переговоры с генерал-лейтенантом Граббе не дали нужного результата, и попытка прекращения войны сорвалась, осада Ахульго продолжилась. Это был беспрецедентный поступок, когда глава государства отдаёт своего сына врагу в качестве заложника ради заключения мира.

 Шамиль понимал, что шансы договориться в силу разных обстоятельств обречены на провал, но великий имам выполнил свой долг перед народом и показал, что он сделал всё возможное и невозможное ради его спасения. Царские власти не причинили вреда маленькому Джамалуддину. По прибытии мальчика в Россию Николай I лично позаботился, чтобы сын имама получил хорошее образование и воспитание. Что касается веры, то Джамалуддин воспитывался как мусульманин. В 1839 году Джамалуддина зачислили в Александровский сиротский кадетский корпус для малолетних дворянских детей, потерявших своих родителей (в основном военных). Ему дозволено было носить национальную одежду (черкеску).

 В декабре того же 1839 года Джамалуддин был переведён в СанктПетербургский 1-й кадетский корпус. Он довольно быстро освоил русский, а также выучил французский и немецкий языки. Встреча Шамиля с Александром II Имам Шамиль – третий имам Дагестана, Чечни и Черкесии, национальный герой народов Кавказа. Личность имама Шамиля совмещает в себе черты духовного и национального лидера, справедливого правителя государства, гениального полководца, мудреца и учёного и в то же время заботливого семьянина. Мы можем многому научиться у великого имама.

 Сегодня нам как никогда важно сохранить память о тех событиях, когда складывалась общая история дагестанского и русского народов, наша общая судьба. Однозначно одно: имам Шамиль не был врагом России. Он был лишь патриотом Дагестана, Чечни, Черкесии, Кавказа в целом, а впоследствии – верноподданным России, до конца своей жизни сохранившим личное достоинство, честь и гордость.

 По рассказам очевидцев, показывая имаму царский дворец, спросили: «Видел ли ты в горах такую красоту и такой высокий потолок?» На это Шамиль ответил: «Над моими горами потолок ещё выше и красивее – родное небо». Встреча имама и императора Александра II была очень трогательной. Александр обнял Шамиля, подарил ему золотую саблю и сказал: «Я очень рад, что ты наконец в России. Жалею, что это случилось не ранее. Ты раскаиваться не будешь. Я тебя устрою, и мы будем друзьями». В 1866 году Шамиль изъявил желание принять с семейством верноподданническую присягу, которая и состоялась при торжественной обстановке в зале Дворянского собрания 26 августа в присутствии губернатора, начальствующих лиц, командиров отдельных частей, почётных гостей и именитых граждан города Калуги. Для принятия присяги прибыли из Петербурга сын имама Мухаммад-Шафи и зять Абдурахим, служившие в собственном конвое его величества.

 Нравственный урок Кавказской войны должен быть один: мы воевали, чтобы жить в мире и братстве. Именно Шамиль заложил фундамент единства и процветания народов Северного Кавказа в составе России. Имя имама Шамиля упоминается наряду с величайшими правителями и полководцами, когда-либо жившими на этом свете, и наряду с благороднейшими и справедливейшими из них.

 Международная деятельность

 По разрешению императора Шамилю было дозволено совершить паломничество в Мекку и Медину. По дороге в хадж он прибыл в Стамбул, где его приняли с большими почестями. Султан долго держал руку имама и не хотел отпускать. Шамиль, будучи очень красноречивым человеком, тонко отметил: «Мы четверть века ждали от вас руки помощи, но не дождались».

 В тот период обострились отношения между султаном Османской империи и пашой Египта, формальным вассалом падишаха. Назревал военный конфликт, и Шамиль взялся за его мирное решение. Исмаил-паша прислал за ним пароход и принял его с особыми почестями, даже усадил его на свой трон. Имам понимал, что если разгорится война между Исмаилом-пашой и падишахом – прольётся много крови. Шамилю удалось убедить правителя Египта уладить дело миром во благо всех мусульман.

 Владыка Египта прислушался к мудрому совету великого имама, и вскоре сын правителя Египта Тавфик-паша отправился в Стамбул и сделал предложение принцессе Эмине, дочери султана. Так имам Шамиль сыграл судьбоносную роль в мировой политике двух исламских держав. Выводы Имя имама Шамиля связано с исламским просвещением на Кавказе, с борьбой за свободу и независимость, с формированием кодекса чести горца. В любой кавказской семье, где что-либо знают о Шамиле, это имя – эталон мужества, стойкости, нравственности и достоинства горца. Мировые учёные Востока и Запада ещё при жизни имама признали его значительный след в мировой истории.

 Сегодня мы живём в едином, сильном государстве, у которого великое будущее, где у каждого народа есть равные права и свобода, закреплённые Конституцией РФ, и в этом великом государстве вместе с русским народом нам завещано имамом жить и разделять общую судьбу.

 МУХАММАД РАДЖАБОВ