19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Морская королева Тетуана

«Женщина на корабле – к беде» – это очень старое суеверие продолжает жить по сей день. В 1562 году в Дании даже был принят суровый и жестокий закон, согласно которому если на корабле будет обнаружена представительница слабого пола, то её необходимо выбросить за борт в ту же минуту. Конечно, потом правила смягчились и женщин стали допускать на борт в качестве пассажиров, однако много ли женщин сегодня служат на флоте? А особенно в качестве офицеров.

В мусульманском мире такое поверье если и было, то обладало гораздо меньшей силой. Известно, что многие женщины-мусульманки не только свободно перемещались по морю, но и участвовали в формировании морских команд, разбирались в работе компаса и умели читать звёздные карты, прокладывая путь. Самой же известной мусульманкой-адмиралом стала Саида аль-Хурра. 


Саида аль-Хурра, или иначе Лалла Айша бинт Али ибн Рашид аль-Алами, родилась приблизительно в 1485 году в известной мусульманской семье из андалусской знати, которая бежала в Марокко после падения Гранады в 1492-м, ведущей свой род от Хасана ибн Али رضي الله عنه (внука Пророка ﷺ). Её будущий супруг и друг её отца Али аль-Мандри также был вынужден спасаться от Реконкисты и бежал в Марокко, при этом отстроив Тетуан и став его королём. Лалла Айша вышла за него замуж, когда ей исполнилось 16 лет, однако для своего возраста она была весьма образованна и воспитанна. Среди её наставников был Абдалла аль-Газвани, знаменитый религиозный учёный и архитектор.


Известно, что, уезжая за пределы Тетуана, её супруг оставлял все полномочия власти своей супруге, и она ни разу не подвела его. Она осталась вдовой в 1515 году, будучи в возрасте 31 года. Несмотря на строгие правила наследования, она была официально коронована и признана не просто регентом, а полноценной правительницей. В определённой мере это стало признанием её талантов и управленческих способностей, в определённой – в пику Изабелле I Кастильской, правительнице Испании. Португальские и испанские источники того времени называют её «достойным дипломатическим противником», однако они же называют её «королевой пиратов».

 

Также к тому времени она прочно заняла место адмирала флота, обеспечивая тому выигрышные позиции на западном Средиземноморье. Конечно, королевой пиратов она была только для соседних Испании и Португалии, по факту же защищала границы, порты, морские пути и торговлю своей страны. На коронации она официально получила титул «аль-Хурра».


В 1541 году она приняла предложение Абу-ль-Аббаса Ахмада, султана из марокканской династии Ваттасидов, который прибыл из Феса в Тетуан, чтобы жениться на ней. Её брак с ним – единственный известный случай, когда марокканский султан женился за пределами своей столицы. Это случилось из-за того, что Саида аль-Хурра не была готова отказываться от своей роли правительницы Тетуана или даже покинуть город для брачной церемонии.

 

Считается, что Саида аль-Хурра настояла на прибытии Абу-ль-Аббаса Ахмада в Тетуан для проведения бракосочетания, чтобы показать всем, что она не собирается отказываться от управления Тетуаном, даже будучи замужем за султаном. Стоит отметить, что Абу-ль-Аббас в то время фактически был «королём в изгнании» и по факту его свадьба была инициирована родом Саадитов, которые претендовали на власть в Марокко и в указанное время держали султана под своим контролем в качестве почётного пленника. 

 

Её брат Мулай Ибрагим стал визирем Абу-ль-Аббаса Ахмада, что делало Рашидов, её род, основным игроком в усилиях по объединению Марокко в борьбе против быстро растущих держав Испании и Португалии. Фактически именно Саида аль-Хурра заложила основание современного Марокко. 


Что же касается её власти на море, стоит отметить, что в XVI веке в Средиземноморье ни одна страна не вела честной игры или честного мореплавания. Саида, будучи убеждённой мусульманкой и яростной противницей нового правительства Гранады, которое изгнало её с родины, конечно же, выступала против флота Испании и Португалии. 


Для этого ей потребовалось заключить соглашение с османским корсаром Аруджой Барбароссой из Алжира (который в старости стал законным правителем Алжира). Согласно ему, Аруджа контролировал передвижение христианских судов в восточной части Средиземноморья, а Саида – в западной, благодаря чему конфликта интересов у них между собой произойти не могло. Более того, они нередко обменивались сведениями о проходе того или иного каравана судов или военных операциях противника.

 

Стоит отметить, что, несмотря на то, что основной целью Саиды был захват торговых путей и в целом подрыв экономики Испании и Португалии и их господства на Средиземном море, нередко её флоту удавалось захватывать и пленников (об этом свидетельствуют испанские и португальские документы середины XVI века).

 

Однако с ними обращались довольно хорошо, не принуждали принимать Ислам и в целом довольно успешно обменивали или возвращали в их страны за выкуп. Во всяком случае, испанские и португальские власти уважали её в качестве «царицы Средиземного моря», что свидетельствует о её честной игре на море и не выставляет в свете «пирата» – она всегда играла по законам того времени, как бы они ни представлялись нам сегодня. 


Её единоличное правление оказалось весьма продолжительным для того времени. В 1542 году она была свергнута с престола родственником своего первого мужа и, возможно, мужем её дочери. Однако после этого прожила ещё около 20 лет в городе Шавен, так и не уехав к своему супругу в Фес (он был освобождён из плена в 1547 году и восстановил свою власть в Марокко). Она оказалась права – уже в 1549 году её супруг был свержен лидером Саадитов и не только окончательно потерял власть, но и был умерщвлён. 


Историки считают её последней исламской правительницей, носившей титул «аль-Хурра». Слова её соотечественницы, поэтессы XI века Валлады, дочери правителя Кордовы аль-Мустакфи, изящно и лаконично характеризуют положение её и других прославленных владычиц, оставивших свой след в истории: «Клянусь Всевышним Аллахом! Я достойна [восхищения] и иду своим путём с высоко поднятой головой».

Фатима Манзур

Исламабад, Пакистан