19 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 15.08.2020 (по Ханафи)

1. Во время вечернего намаза вместо трёх ракаатов я совершил четыре и вспомнил об этом только спустя некоторое время. Действителен ли мой намаз? 2. Три года назад мой муж взял вторую жену. Я воспитываю четырёх его детей от первого брака и четырёх рождённых мною. У новой жены детей нет. Мой муж помогает своим детям, но ко мне не относится как к жене. Кроме как что-то приказать сделать. Прав ли он? 3. Какое намерение делается при таяммуме (очищении землёй)? Можно ли просто сделать намерение совершить таяммум ради Аллаха ﷻ? 4. Можно ли женщине во время менструального цикла посетить мечеть для заключения обряда никяха (мусульманского брака)? 5. Можно ли заниматься йогой? 6. Если во время купания забыл прополоскать рот и нос, а потом начал читать Коран, греховно ли это? 7. Как распределить мясо жертвенного животного (курбан)? 8. Какова этика жертвоприношения? 9. Что делать со шкурой животного-курбан? 10. Я забыл вовремя выплатить закят уль-фитр. Можно ли сейчас сделать это через Интернет? То есть через банковскую карту кому-либо из нуждающихся или через реквизиты благотворительного фонда?

1. Во время вечернего намаза вместо трёх ракаатов я совершил четыре и вспомнил об этом только спустя некоторое время. Действителен ли мой намаз?

Если после третьего ракаата вы сели и просидели столько времени, за которое можно прочитать «Ат-тахийят», то ваш намаз считается действительным. Если же вы сразу после третьего ракаата встали на четвёртый и, совершив его, завершили намаз, то ваш намаз не считается действительным. Его необходимо совершить заново, если время намаза ещё не завершилось. Если оно уже истекло, то его нужно возместить. 

 

2. Три года назад мой муж взял вторую жену. Я воспитываю четырёх его детей от первого брака и четырёх рождённых мною. У новой жены детей нет. Мой муж помогает своим детям, но ко мне не относится как к жене. Кроме как что-то приказать сделать. Прав ли он? 

В данном случае ваш муж не прав, он должен относиться ко всем жёнам одинаково и по справедливости. В хадисе, переданном от Абу Хурайры رضي الله عنه, говорится, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам» (ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Давуд, аль-Хаким).


Также от Айши رضي الله عنها передаётся, что Посланник Всевышнего ﷺ сказал: «Лучший из вас тот, кто наилучшим образом относится к своей семье, и я лучший из вас отношением к своей семье» (Ибн Маджа). 
Поэтому постарайтесь спокойно поговорить с мужем, напомнить ему о ваших правах. Если после этого он не изменится, то вы вправе поднять этот вопрос перед своими и его родственниками. 

 

3. Какое намерение делается при таяммуме (очищении землёй)? Можно ли просто сделать намерение совершить таяммум ради Аллаха ?

Перед совершением таяммума необходимо сделать следующее намерение: «Я намереваюсь совершить таяммум для очищения или же для дозволения совершить намаз». То есть намерения просто на таяммум недостаточно. Но если в сердце это есть, то необязательно проговаривать. Например, когда ударяем ладонями по земле, мы же знаем, что делаем это для очищения.

 

4. Можно ли женщине во время менструального цикла посетить мечеть для заключения обряда никяха (мусульманского брака)? 

Во время менструации женщинам запрещается читать намаз, Коран, обходить Каабу, близость с мужем, а также посещение мечети.  («Умдат аль-Фаттах») 
Следует отметить, что никях не обязательно совершить в мечети. Можно заключить брак в кабинете имама или другом помещении.

 

5. Можно ли заниматься йогой?

Если под йогой подразумевать обычные оздоровительные упражнения, то в этом нет ничего запретного. Однако если при занятиях ею присутствуют медитации, мистические практики, приветствие солнца и т. п., то в таком случае йога запрещена. 
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что мусульманам лучше воздержаться от занятий йогой, даже в которой нет вышеперечисленного, – из-за опасения совершить запретное.

 

6. Если во время купания забыл прополоскать рот и нос, а потом начал читать Коран, греховно ли это?

Если у человека отсутствовало полное омовение (ритуальное купание) и при его совершении он забыл промыть рот и нос, то его купание недействительно. И в таком состоянии он не может совершать намаз, читать Коран и т. д. Он обязан завершить полное омовение. Для этого ему достаточно прополоскать рот и нос и нет необходимости заново полностью купаться, если не было совершено действий, нарушающих полное омовение (купание). 


Если человек, забыв о том, что он не прополоскал рот и нос, начал читать Коран, а потом вспомнил об этом, то в этом случае на нём не будет греха – поскольку это было сделано по забывчивости. 
В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Поистине, Всевышний Аллах простил моей общине то, что было сделано по ошибке (случайно), забывчивости и под принуждением» (Ибн Маджах, ат-Табарани, аль-Хаким).

 
7. Как распределить мясо жертвенного животного (курбан)?

Предпочтительно разделить мясо на три части. Одна часть – для семьи, другая распределяется среди друзей и родственников, а третья – среди бедных и нуждающихся. Если человек беден или у него большая семья, то он может всё мясо оставить себе. 


Запрещено продавать мясо жертвенного животного. Не разрешается предлагать шкуру или мясо в качестве платы забойщику или скорняку. Их услуги следует оплачивать отдельно. Не разрешается отдавать мясо, жир и т. д. мяснику в качестве компенсации за оказанные им услуги. 
Мясо жертвенного животного можно употреблять самому или раздавать другим как в вареном, так и в сыром виде. 


Не разрешается есть мясо животных, принесённых в жертву:
1. В качестве каффара (штраф) за джинаят (ошибку, совершённую во время хаджа или умры). 
2. За умершего, согласно исполнению его завещания (васият). 
Мясо этих жертвенных животных необходимо распределять среди бедных и нуждающихся. («Радд уль-Мухтар», «Аль-Фатава аль-Хиндия»)
 

 

8. Какова этика жертвоприношения?

Принося в жертву животное, следует не забывать о следующем: 
1. Нож, используемый для забоя, должен быть хорошо заточен, чтобы он мгновенно разрезал горло без причинения чрезмерной боли животному. 
2. Не следует точить нож в присутствии жертвенных животных. 
3. Жертвенное животное перед забоем следует накормить и напоить.


4. Нельзя волочить животное к месту забоя. 
5. Забой должен происходить в изолированном месте, чтобы другие животные не видели эту процедуру. 
6. Укладывать животное на землю нужно легко и спокойно, нельзя применять грубость и жестокость. 
7. Достаточно связать только три ноги животного.

 
8. Как только животное положили на землю, следует поторопиться с забоем. Его не следует забивать с такой силой, чтобы сразу же оторвать голову или же чтобы нож достиг спинного мозга. 
9. После забоя не следует сразу отрезать голову или начинать сдирать шкуру, пока конвульсии полностью не прекратятся.
10. Во время забоя следует трижды произнести такбир: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляЛлаху Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва лиЛляхи ль-хамд». Затем, после произнесения слов «БисмиЛляхи, Аллаху Акбар» животное приносится в жертву. 
11. Лучше всего, чтобы процедуру закалывания осуществил тот, за кого совершается жертвоприношение. Однако если он не в состоянии сделать это самостоятельно, тогда должен поручить его выполнение другому мусульманину, сделав его своим представителем, и присутствовать рядом. 
12. Животное следует положить на левый бок, чтобы оно было обращено в сторону Каабы. («Радд уль-Мухтар»)

 

9. Что делать со шкурой животного-курбан?

Разрешается использовать шкуру для собственных нужд, например в качестве молитвенного коврика или кожаной сумки и т. д. Однако если шкура продана, не разрешается использовать доход от её продажи. Является ваджибом (обязательным) отдать средства, полученные от её продажи, в качестве милостыни. Не разрешается продавать шкуру без намерения раздачи выручки в качестве милостыни. («Аль-Фатава аль-Хиндия»)

 

10. Я забыл вовремя выплатить закят уль-фитр. Можно ли сейчас сделать это через Интернет? То есть через банковскую карту кому-либо из нуждающихся или через реквизиты благотворительного фонда?

Да, можно. В связи с режимом самоизоляции и невозможностью посетить мечеть для выплаты закята уль-фитр многие фонды, которые занимаются сбором и раздачей закята, предоставили для этого свои реквизиты. Вы можете сделать это как через фонд, так и перечислить лично на счёт нуждающихся.