23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Умар Зиявуддин Дагестани

В истории увековечено немало имён, оставивших глубокий след в развитии и укреплении духовности и нравственности. Один из таких людей – Умар Зиявуддин Дагестани, мусульманин, россиянин, сыгравший немалую роль в поддержании мира и порядка в Турции в ХХ веке.

Умар Зиявуддин Дагестани – человек, вставший на защиту халифата и интересов мусульман. К большому сожалению, имя этого великого человека не так известно на его родной земле, поскольку большую часть своей жизни он провёл вдали от Родины (Дагестана).

 

Но интерес к его личности всё же не угасает. Жизнь и деятельность Умара Зиявуддина Дагестани в деталях рассмотрена в книге Зайнаб Эрчетин «Жизнь и политическая деятельность Умара Зиявуддина Дагестани». Аспирантка исторического факультета Стамбульского университета Зайнаб Эрчетин, изучив труды Умара Дагестани, просмотрев британские и османские архивы, проделала колоссальную по своим масштабам работу. В данной статье используются материалы трудов Зайнаб Эрчетин.


Умар Зиявуддин Дагестани – видный учёный, написавший более 20 научных работ; яркая фигура в истории Османского государства. Умар Дагестани – уроженец селения Миатли Гумбетовского района Республики Дагестан. Детство он провёл в родном селе, получив прекрасное образование от отца-богослова. Благодаря знаниям он смог легко продолжить обучение в Стамбуле, куда, будучи 29-летним молодым человеком, перебрался вместе с отцом. 


Умар Дагестани обладал уникальными способностями; всего лишь полгода ему понадобилось для заучивания Священного Корана. Кроме того, он выучил наизусть Сахих аль-Бухари, знал 200000 хадисов Пророка ﷺ с цепочкой передатчиков. Через год после начала обучения Умар Зиявуддин написал свою первую книгу о методике правильного чтения Корана. Нужно отметить, что в Османской империи человек мог достичь любых высот, опираясь на свои знания и труд. 


После учёбы Умар Зиявуддин стал членом экспертного сообщества хафизов. Будучи одним из любимых учеников шейха Ахмада Зиявуддина Гюмушханави, он получил от него право на наставничество мюридов. Шейх Ахмад Зиявуддин даже нарёк его своим именем. 


В 1879 году Умар Зиявуддин стал полковым муфтием Эдирна (город и район в северо-западной европейской части Турции). Именно здесь он написал около 20 работ по исламскому праву, хадисам и тарикату на аварском, арабском и тюркском языках. 


Спокойная жизнь была нарушена в 1908 году, когда во главе с майором Ахмедом Ниязи-беем произошло восстание. В ходе мятежа султану Абдул-Хамиду II пришлось пойти на уступки. Так, была принята Конституция и должен был начать свою работу парламент. Младотурки, целью которых было свержение султана, не опирались на идею религии Ислам.

 

Умар Зиявуддин за эти годы успел проработать помощником судьи в Байт аль-Макдисе в Иерусалиме, в Эдирне и в Малкаре. Он хорошо понимал проблемы общества, знал, чего хотят люди и что представляет для них опасность. Умар Зиявуддин пытался стать членом верхней палаты парламента, государственного совета или Ассамблеи образования. Но ему было отказано. Султан Абдул-Хамид уже не имел былой силы. Давление младотурков на султана стало огромным. 


В 1908 году Умар Зиявуддин написал два самых важных произведения: «Зеркало Конституции» и «40 хадисов о правах султана». За эти труды султан Абдул-Хамид дал ему 40 золотых монет. В своих произведениях Дагестани говорил о том, что центром халифата должен оставаться Стамбул, а право верховной власти должно оставаться у халифа. Султан Абдул-Хамид, будучи потомком Мухаммада фатиха – воителя за религию, открывшего Стамбул для Ислама, имел все права на звание халифа. А в «Зеркале Конституции» автор разъяснил 119-ю статью провозглашённой Конституции с точки зрения Ислама. 


В 1909 году Умар Зиявуддин становится членом общества «Союз Мухаммадия». Его члены выступали против политики младотурков и за защиту ценностей Ислама и соблюдения норм Шариата. В том же году отряды армии младотурков захватили Стамбул. Султан Абдул-Хамид был свергнут и отправлен в Салоники (второй по величине город Греции), где провёл остаток жизни. После своего ареста Умар Зиявуддин подал петицию, в которой просил сделать местом своего пожизненного заключения Медину. Но срок его пребывания в священном городе не был долгим.


 В апреле 1910 года Умар Зиявуддин Дагестани совершил побег в Египет. История эта, как и вся его жизнь, удивительна. Рассказывается, что хедиву (титул вице-султана) Египта Аббасу Паше во сне явился сам Пророк ﷺ и сказал взять под опеку любимца Всевышнего из Медины. Аббас Паша посетил Медину, где и произошла встреча с Умаром Зиявуддином. После своего прибытия в Египет Умар Дагестани остановился у Аббаса Паши и стал его советником по религиозным вопросам. 


Шло время, и в 1914 году ослабленная Османская империя вступила в кровопролитную Первую мировую войну. Британия, противостоящая Османам, превратила Египет в плацдарм для войны с турками. Исламский мир стал разделён на две национальные группы: арабов и турков. Раскол в Халифате стал очевиден. Опираясь на национализм, мусульмане начали направлять оружие друг против друга. Самым известным из британских агентов, который работал с арабскими националистами на подрыв империи, стал Лоуренс Аравийский, который в этот период активно поддерживал арабских националистов в соседнем Хиджазе (территория на западе Аравийского полуострова).

 

В это время Умар Зиявуддин пытался всячески предостеречь мусульман от участия в войне. Несмотря на цензуру, он при поддержке египетского хедива обращался к населению со страниц газет: «Что вы делаете? На какую страну работаете? Не идите туда…». Умар Зиявуддин Дагестани призывал мусульман отказаться от идей национализма, которыми был воодушевлён арабский мир. Такие люди, как он, доставляли британцам много проблем. 


В декабре 1914 года Аббас Паша был свергнут англичанами. На трон взошёл его дядя, Хусейн Камиль. Сам же Аббас Паша остаток жизни провёл в Швейцарии. Оставшись без покровителя, Умар Зиявуддин был арестован англичанами и приговорён к смерти за противодействие английской администрации. Узнав, что Умар Зиявуддин арестован из-за поддержки Османской империи, Аббас Паша попросил короля Великобритании Георгия V освободить его. Через год Дагестани был отпущен на свободу, но английские власти продолжали следить за его жизнью. 


В 1919 году происходит знаковое событие. Во сне Умар Зиявуддин видит, что шейх Исмаил Неджати находится при смерти. После этого Дагестани спешно собирается ехать в Стамбул. Ведь этот сон означал, что ему нужно занять место своего шейха в родном медресе. Когда Умар Зиявуддин покидал Египет, то сделал фотографию для оформления документов. Это единственный снимок Умара Зиявуддина Дагестани, сохранившийся по сей день. 


Прибыв в Стамбул, Умар Зиявудин стал руководить родным медресе шейха Ахмада Гюмушханави, куда он поступал ещё молодым, после переезда с отцом в Стамбул. В том же году Дагестани пригласили преподавать в престижном университете Стамбула Дар уль-Хиляфат. 


В это время государство пребывало на грани существования. Султан османской империи Мехмед VI Вахидеддин предложил Умару Зиявуддину Дагестани должность Шейха уль-Ислама халифата (по сути, второго по влиянию человека в государстве). Но Дагестани отказался от этого предложения, сказав: «Страна, находящаяся под оккупацией, не может быть Халифатом». 


В Турции сохранилась память о великом шейхе и мужественном человеке Умаре Зиявуддине Дагестани. После смерти он был похоронен на кладбище Сулеймания, рядом со своим шейхом Ахмадом Зиявуддином Гюмушханави. Могила находится недалеко от усыпальницы османского султана Сулеймана Великолепного.

 

Умар Зиявуддин Дагестани – учёный из Дагестана, оставивший после себя глубокий след и добрую память.
Внук Умара Зиявуддина Дагестани сейчас проживает в Стамбуле. Джунайд Дагестани является самым старшим из потомков и бережно хранит историю своего великого предка. В роду Умара Дагестани, включая всех внуков и правнуков, насчитывается примерно 100 человек. Они поддерживают связь друг с другом и раз в год собираются вместе. 

Подготовила Самия Омарова 

По материалам документального фильма «Умар Зиявуддин Дагестани» телеканала ННТ. Автор Хаджимурад Магаев