19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Лучшее деяние праздничного дня

Человек, смиренно и беспрекословно исполняющий все веления Всевышнего Аллаха и Его Посланника ﷺ, получит самое большое вознаграждение и довольство Создателя.

Мы рабы Всемогущего Господа, которых Он создал и обеспечил пропитанием, и нам надлежит выполнять все веления Всевышнего, не задаваясь вопросами «почему?», «ради чего?» и «в чём смысл этого?», ибо рабы должны быть покорными своему хозяину и всё сотворённое обязано подчиняться своему Творцу. С таким убеждением мусульманин должен выполнять все повеления и остерегаться всех запретов Всевышнего Аллаха и Его Посланника ﷺ.


Принесение в жертву животного представляет собой один из самых важных религиозных обрядов в мусульманском вероучении. И хотя жертвоприношение встречается и в иных религиях, а также во многих языческих верованиях, принципиальное его отличие в Исламе заключается в том, что оно совершается с именем Аллаха ﷻ и исключительно ради Него.


Всевышний Аллах установил обряд жертвоприношения в качестве предписания религии, чтобы испытать нас. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не доходят до Аллаха I. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (сура «Аль-Хадж», аят 37).


Также Всевышний Аллах сказал (смысл): «Так совершай же намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (сура «Аль-Кавсар», аят 2).
В достоверном хадисе, переданном имамом аль-Бухари, сообщается, что Пророк ﷺ принёс в жертву двух рогатых баранов.


Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: жертвоприношение является усиленной сунной, которая становится обязательной лишь с намерением на совершение обета (назр).


Время для жертвоприношения наступает сразу после восхода солнца праздничного дня, когда пройдёт столько времени, сколько необходимо для совершения праздничного намаза и чтения хутбы, и продолжается до захода солнца последнего дня ташрика (13-е число месяца Зуль-Хиджа). По мазхабу Абу Ханифы, время для жертвоприношения наступает после того, как имам прочитает хутбу к праздничному намазу, и до истечения двух дней, не считая праздничного дня.


В качестве жертвенного животного используется исключительно домашний скот: верблюды, быки и коровы, буйволы, овцы, бараны и козы. При этом закалывание мелкого скота осуществляется за одного человека, а крупного – до семи человек. В ситуации, когда у человека есть семья, его жертвоприношение будет засчитано за всех её членов, какой бы большой она ни была.


Необходимо учесть возраст животного: для верблюдов он составляет пять лет, для быков, коров (буйволов) и коз – два года, а овец и баранов – один год. 
У животного не должно быть следующих недостатков:

– отсутствие зрения, даже на одном глазу;
– невозможность самостоятельного передвижения, хромота;
– отсутствие хотя бы одного уха или его части;
– наличие ярко выраженного заболевания;
– излишняя худоба;
– сломан рог (при условии, что при этом повреждено мясо);
– отсутствие хвоста или языка.


Допускается, если животное кастрировано.

Обязательным условием является то, чтобы хотя бы часть мяса в сыром виде была роздана бедным и нищим людям из числа мусульман. Предпочтительно раздать всё мясо жертвенного животного, оставив для себя небольшой кусок для благодати (бараката). Если же жертвоприношение было сделано в качестве обета, то необходимо всё мясо раздать, ничего не оставляя для себя и своей семьи. 
Нельзя продавать шкуру жертвенного животного или отдавать его в качестве платы тому, кто разделывал тушу, а необходимо отдать в качестве милостыни. 


Предпочтительно, чтобы человек сам совершил закалывание. Если он не способен сделать это искусно, то лучше поручить любому мусульманину, который может заколоть животное с соблюдением всех условий, и самому присутствовать на месте забоя.


Тому, кто закалывает животное, желательно произнести следующую молитву (смысл): «О Аллах ﷻ, это от Тебя и ради Тебя я исполняю жертвоприношение. Так прими же это от меня (или называется имя того, за кого исполняется жертвоприношение), подобно тому, как Ты принял его у нашего господина Мухаммада ﷺ – Твоего пророка и Ибрахима عليه السلام – Твоего друга».


Абдулла ибну Аббас رضي الله عنه передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самое ценное перед Всевышним Аллахом в день праздника Курбан-байрам – это расходование рабом имущества для приобретения жертвенного животного» (ат-Табарани, аль-Байхаки).
В другом хадисе сказано: «Лучшим из жертвенных животных является самое дорогое по цене и самое тучное» (Ахмад, аль-Хаким).


Да не лишит нас Всевышний Аллах милости быть одним из тех, кто удостоится этой великой награды. Аминь!

Адиль Ибрагимов