Коран в русской поэзии

У известного всему миру русского поэта Александра Пушкина имеется серия стихов, которая так и называется – «Подражания Корану». Согласно данным «Словаря языка Пушкина», Коран в произведениях классика русской литературы упоминается в общей сложности 17 раз. К примеру, Библия упоминается 13, а отдельно Евангелие – 8.
Интерес Пушкина к Исламу исследователи биографии писателя объясняют несколькими факторами. Первый из них – родословная. Прадедом Александра Сергеевича по материнской линии был Абрам Ганнибал, который, по данным этнографа Дмитрия Анучина, являлся эфиопским князем: его привезли в качестве почётного заложника ко двору турецкого султана Ахмеда III, затем выкупил российский представитель, после чего он был подарен Петру I.
Повлиял на писателя и его преподаватель в лицее, профессор Иван Кайданов, в книге которого «Основания всеобщей политической истории. Часть I. Древняя История» большое внимание уделяется истории Аравии, возникновению Ислама и биографии Пророка Мухаммада ﷺ. Считается, что эта книга стала одним из первых учебников Пушкина, откуда он черпал знания по истории.
Особенно повлияло на поэта личное знакомство с мусульманской жизнью народов Кавказа и Крыма во время ссылки 1820–1821 гг. на Юг России. Здесь он начинает писать «Кавказского пленника» и поэму «Бахчисарайский фонтан», эпиграфом к которой поставил изречение персидского поэта Саади.
«Мир ислама вошёл в поэтический мир классика русской поэзии не просто как тема или образец для подражания, но как один из глубоких и жизненно важных истоков творчества. Об этом свидетельствуют неоднократные упоминания Корана и имени пророка Мухаммада ﷺ в пушкинских художественных произведениях, письмах и дневниковых записях», – пишут в своей книге «Мусульманство в истории и культуре народов России» исследователи Юрий Гаврилов и Александр Шевченко.
Ниже представлены некоторые стихи Александра Пушкина из серии «Подражания Корану». Поэт работал над ними осенью 1824 года в своём родовом имении в селе Михайловском. «Я тружусь во славу Корана», – писал он в письме к брату Льву в ноябре 1824 г.
А. С. Пушкин
Подражания Корану
Земля недвижна; неба своды,
Творец, поддержаны Тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.
Зажёг ты солнце во вселенной,
Да светит небу и земле,
Как лён, елеем напоенный,
В лампадном светит хрустале.
Творцу молитесь; он могучий:
Он правит ветром; в знойный день
На небо насылает тучи;
Даёт земле древесну сень.
Он милосерд: он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечём и мы ко свету,
И да падёт с очей туман.
---
Торгуя совестью пред бледной нищетою,
Не сыпь своих даров расчётливой рукою:
Щедрота полная угодна небесам.
В день грозного суда, подобно ниве тучной,
О сеятель благополучный,
Сторицею воздаст она твоим трудам.
Но если, пожалев трудов земных стяжанья,
Вручая нищему скупое подаянье,
Сжимаешь ты свою завистливую длань,
Знай: все твои дары,
подобно горсти пыльной,
Что с камня моет дождь обильный,
Исчезнут, господом отверженная дань.
Пророк
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли.
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
(1826)
Роберт Курбанов