Ответы на вопросы от 01.07.2019 (по Шафии)

1. Можно ли продавать животное немусульманам, если есть уверенность, что оно будет заколото не по нормам религии? 2. Грех ли двоим говорить или шептаться на родном языке в присутствии того, кто не понимает их языка? 3. Можно ли есть яйца со сгустками крови внутри? Обязательно ли их мыть перед варкой? И становится ли после этого вода нечистой? 4. Можно ли отдавать вознаграждение за свои благие дела живому человеку? 5. Обязательно ли тому, кто выплачивает закят, давать знать принимающему, что это средства закята? 6. Можно ли отдавать закят близким родственникам – брату, жене, дяде, дедушке и т. д.? 7. Есть ли основание для распространённого в некоторых регионах обычая, согласно которому на лбу ребёнка чертят отметину с целью защиты от сглаза? 8. Что запрещено мужу в отношении жены во время её менструального цикла, помимо супружеской близости? 9. Может ли должник отправиться в путь для совершения хаджа или умры (малого хаджа) без разрешения кредитора?

статья опубликована в номере: 13 (602) / от 03 июля 2020 (Зуль-Каада 1441 г.)
183

1. Можно ли продавать животное немусульманам, если есть уверенность, что оно будет заколото не по нормам религии?

Закалывание животного без соблюдения норм религии является тяжким грехом, поэтому запрещено продавать его кому бы то ни было, даже мусульманину, если есть уверенность, что животное в дальнейшем будет зарезано таким образом. 


Запрещена также продажа любого товара, если продавец уверен, что покупатель будет использовать этот товар в греховном. («Аль-Фатава аль-Фикхия аль-Кубра»)

 

2. Грех ли двоим говорить или шептаться на родном языке в присутствии того, кто не понимает их языка?

В хадисе сказано: «Пусть двое не ведут тайной беседы в присутствии третьего, ибо это огорчит его» (Муслим).
Запрещено (харам) в компании из трёх и более человек вести беседу на языке, не известном одному из них, или говорить так, что один из них не слышит разговора других (на каком бы языке они ни говорили), так как они шепчутся.

 

Запрет обусловлен тем, что подобное поведение может обидеть или задеть честь того, кто их не понимает или не слышит. Но если они попросят у человека на это разрешения, то вышеупомянутое дозволено.
Если несколько человек беседуют на непонятном для других языке или шепчутся в присутствии уже двух или более людей, которые не понимают их языка или не слышат того, о чём они шепчутся, то это не запрещено. («Аль-Минхадж шарх Сахиху Муслим», «Аль-Фатава аль-Фикхия аль-Кубра»)

 

3. Можно ли есть яйца со сгустками крови внутри? Обязательно ли их мыть перед варкой? И становится ли после этого вода нечистой?

Употреблять яйца, в которых есть кровь и кровяные сгустки, можно, если они не протухшие. И эта кровь считается чистой.


Мыть яйца перед варкой необязательно, если только на них нет видимой нечистоты. И вода, в которой варили яйца, считается чистой. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Хашия аш-Ширвани»).

 

4. Можно ли отдавать вознаграждение за свои благие дела живому человеку?

Мусульманин может совершить любое богоугодное деяние (обязательное или желательное) с намерением отдать подобное вознаграждение, полагающееся за данное деяние, другому мусульманину, живому или покойному.


Также он может после совершения богоугодного поступка прочитать дуа (мольбу), чтобы Всевышний воздал другому человеку подобное же вознаграждение, что и совершившему благое, но лучше сделать намерение в начале и прочитать дуа. («Кальюби шарх Канз ар-Рагибин», «Кашшаф аль-Кина»)

 

5. Обязательно ли тому, кто выплачивает закят, давать знать принимающему, что это средства закята?

Согласно аргументированному мнению, если человек при выплате закята либо тот, кого он уполномочил, не огласил нуждающимся, что эти средства именно из закята, то он считается действительным.


Однако предпочтительнее говорить принимающему, что это закят, и делать это нескрытно, чтобы и другие последовали его примеру в выплате закята (исполнении одной из пяти обязательных составляющих Ислама). Также, выплачивая закят открыто, человек тем самым избежит осуждения общества, что, имея возможности, он не выплачивает закят. («Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб»)

 

6. Можно ли отдавать закят близким родственникам – брату, жене, дяде, дедушке и т. д.?

Если родственник является одним из тех, кого человек обязан материально обеспечивать (отец, сын, супруга), и он в состоянии делать это надлежащим образом, то им нельзя давать свой закят. Однако если посильного обеспечения недостаточно, то можно отдать им и часть из средств закята в том случае, если они попадают под категорию людей, которым положен закят.


Что касается остальных родственников, таких как брат, сестра, супруг и т. д., то им можно давать закят, если они попадают под соответствующую категорию его получателей. Более того, им отдать предпочтительнее, чем другим, ввиду укрепления родственных уз.

Примечание:
Решение относительно других обязательных выплат, таких как каффарат (штраф), такое же, что и при выплате обязательного закята. («Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб», «Аль-Икна», «Ианат ат-Талибин», «Асна аль-Маталиб», «Бушра аль-Карим»)

 

7. Есть ли основание для распространённого в некоторых регионах обычая, согласно которому на лбу ребёнка чертят отметину с целью защиты от сглаза?

В книге «Шарх ас-Сунна» написано: «Передаётся от Усмана ибну Аффана رضي الله عنه, что он, увидев миловидного мальчика, сказал: “Закрасьте ему чёрным цветом углубление в области подбородка, чтобы его не сглазили”».


По мнению учёных, это позволяет переключить внимание недоброжелателей, и они отводят пристальные взгляды на чёрную отметину, таким образом, не могут сглазить ребёнка.
Исходя из этого, допустимо наносить краску и на другие участки лица ребёнка.


Вышесказанное можно отнести и к имуществу. Например, в плодоносном саду можно оставить что-то неприглядное – также для отвлечения внимания, и это, по воле Всевышнего, послужит защитой от сглаза. С такой целью устанавливаются черепа животных на пашнях и виноградниках.
Это делается для того, чтобы дурной взгляд, сфокусировавшись на установленных черепах, оставил свой негатив на них и стал бессильным, а потому и безвредным. («Мавахиб аль-Лядуния», «Мафатих аль-Джинан»)

 

8. Что запрещено мужу в отношении жены во время её менструального цикла, помимо супружеской близости?

В период менструального цикла (хайда) и послеродовых очищений (нифаса), а также до полного обязательного купания после их завершения мужчине запрещено (харам) вступать в половую близость с женой, трогать без преграды участок между её пупком и коленями, даже без страсти, так как это может привести к половой близости. Смотреть на участок между её пупком и коленями разрешено, даже с вожделением.


Что касается участка выше пупка и ниже колен (включая сам пупок и колени), то разрешено трогать, даже получать все виды физического удовлетворения с преградой или без, а также участка между пупком и коленями, но с преградой. Но это (разрешено) в том случае, если муж уверен, что из-за этого он не вступит с ней в половую близость ввиду своей привычки, из-за своей похотливости или слабого имана (веры), иначе это также запрещено.


Жене в любом состоянии разрешено прикасаться даже без преграды к любому участку тела мужа, включая участок между пупком и коленями. («Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж»)

 

9. Может ли должник отправиться в путь для совершения хаджа или умры (малого хаджа) без разрешения кредитора?

Тому, кто хочет отправиться в путь для совершения хаджа, умры или же в любое другое путешествие, будучи должником, необходимо соблюсти два условия:
1) должник (состоятельный человек), чей срок выплаты долга (как бы мал он ни был) уже наступил, обязан получить разрешение своего кредитора, прежде чем отправиться в путь для совершения хаджа или умры и т. д. Иначе кредитор вправе запретить должнику этот выезд.


Но если должник, вопреки запрету, отправится в путь, он совершает грех, и, следовательно, ему не дозволено пользоваться такими облегчениями в пути, как сокращение и объединение намазов и т. д.;


2) состоятельному человеку, срок выплаты долга которого ещё не наступил, или же несостоятельному человеку, вне зависимости от срока наступления выплаты, дозволено отправиться в путь. Однако желательно поручить кому-либо расплатиться с его долгами в случае окончания срока долга. («Аль-Байджури Хашия аля шарх аль-Манхадж», «Аль-Идах шарх Манасик аль-Хадж», «Бушра аль-Карим»)
 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).

 

Также в рубрике

Ответы на вопросы от 01.08.2019 (по Шафии)

1. Можно ли подавать милостыню тем, кто попрошайничает в общественных местах, на перекрёстках дороги и т.

Ответы на вопросы от 15.07.2020 (по Шафии)

1. Имеет ли право тот, кому покойный при жизни поручил исполнение завещания, нанять кого-либо для совершения

Ответы на вопросы от 15.06.2020 (по Шафии)

1. Есть ли определённое, предпочтительное время для бракосочетания? 2. Считается ли намаз, совершённый в

Ответы на вопросы от 01.06.2019 (по Шафии)

1. Можно ли простить долг человеку, у которого трудное материальное положение, посчитав это закятом со своего