05 июля
2022 года
поделиться
Категория: История

Шах Джалал и Ислам в Бенгалии

Частично история Ислама в Бангладеш связана с Делийским султанатом и Империей Великих Моголов, однако становление Ислама в Бангладеш было самостоятельной величиной. Собственно говоря, довольно удивительно видеть исламскую страну в окружении абсолютно немусульманских соседей. Даже в Индии к руслу Ганга Ислам становился всё менее распространённым, чтобы затем активно расцвести в Бенгалии.

Итак, подавляющее большинство бангладешцев исповедуют Ислам, около 90 % населения страны. Мусульманская община в Бенгалии развивалась независимо от доминирующих исламских направлений в Индии. Сохранение доисламских культурных элементов буддийского и индуистского периода оказало огромное влияние на мусульман Бангладеш. 


Несмотря на общую личную приверженность Исламу, мусульмане из Бангладеш соблюдают исламские ритуалы и принципы в зависимости от социального положения, языка и личных соображений. Среди сельских и городских жителей преклонного возраста практикуется жизнь по законам Шариата.


Арабские торговые фактории были основаны в Бенгалии, равно как и в остальном Индостане и Шри-Ланке задолго до появления Ислама. И, конечно же, после обращения населения Аравийского полуострова в Ислам он незамедлительно проник и на территорию Южной Азии вместе с купцами и путешественниками. Другое дело, что довольно долго он оставался достоянием самих арабских негоциантов и их ближайшего окружения, слабо распространяясь за территорию факторий.

 

Возможно, именно благодаря арабским торговцам первых десятилетий от возникновения Ислама была построена старейшая мечеть в Бангладеш – в Лалмонирхате.
Как считается, одним из первых мусульман, сознательно посвятившим себя распространению Ислама в Бенгалии, являлся Сайид Шах Насид-уд-Дин, родом из современного Ирака, но переселившийся в дельту Ганга именно с целью проповеди Ислама среди местного населения.

 

Однако о нём самом и его деятельности сохранилось очень мало информации. Несмотря на его явно активные проповеди, значительного численного увеличения мусульман в Бенгалии на тот момент не произошло. Несмотря на это, в Бенгалии были основаны первые исламские школы, возведено некоторое количество мечетей, были здесь и учёные-мусульмане.

 

В Комилле родился один из самых авторитетных мухаддисов современности шейх Мухаммад Абд аль-Малик. Наука о хадисах появилась в Западной Бенгалии благодаря шейху Джалалу ад-Дину аль-Табризи в XI–XII вв. Что же касается непосредственно территории Бангладеш, то первый центр изучения хадисов был открыт шейхом Шарафом ад-Дином Абу Тавамой в XII веке в Сонаргаоне. Среди известных мухаддисов можно назвать шейха Ахи Сираджа аль-Бенгали (жил в XIII  веке), который знал наизусть знаменитую «Машарик аль-Анвар». Его наставник шейх Низам ад-Дин аль-Аулия отослал его на территорию современного Бангладеш, где он изучал эту знаменитую работу.


Такое неспешное распространение Ислама имело место между VIII и XII веками во времена правления буддийской империи Пала. Масштабное распространение Ислама началось с XIII века, и это было связано с двумя событиями: падением империи Пала и заменой её на более слабую Сена, а также – с именем Шаха Джалала, который и принёс массовость Ислама в Бенгалию. Впоследствии его успех был закреплён Джалал-ад-Дином Мухаммад Шахом, первым султаном Бенгалии, принявшим Ислам. 


Шах Джалал родился предположительно на территории современной Турции (видимо, в Конийском султанате), хотя часть источников утверждают его йеменское происхождение, а ещё часть – туркестанское. Подобные разночтения возникли в большей степени из-за того, что сам Шах Джалал не уделял внимания своей биографии и первые записи о нём самом появились среди его последователей только в XVI веке, хотя он родился, вероятно, в 1271 году, да и касались они в основном бенгальского периода его жизни. 


Несмотря на скудность информации, биографы указывают на неординарное происхождение суфия. Так, считается, что он и по отцу, и по матери ведёт своё происхождение от Хашимитской династии курайшитов в Мекке. Основное религиозное образование Шах Джалал получил от своего дяди по материнской линии в Мекке, став хафизом и освоив фикх, его суфийская практика достигла к тому времени около 30 лет. 


Как рассказывают предания, его дядя шейх Кабир дал ему однажды горсть земли и повелел ехать в Индостан для распространения Ислама. Однако остановиться он должен был только в том месте субконтинента, где земля полностью совпадёт по свойствам с той, которую он получил. Шах Джалал отправился на восток и достиг Индостана приблизительно в 1300 году, здесь он встретился со многими учёными и мистиками, однако так нигде и не задержался. В 1303 году разгорелась война между Бенгальским султанатом под правлением Шамсутдина Фироз Шаха и соседним с ним индуистским государством в Силхете под правлением Гаура Говинда. Поводом для объявления войны стал обряд акика, в котором в качестве жертвы был принесён телёнок, что крайне осуждалось радикальными индуистами, считающими коров священными животными. 


Война длилась с переменным успехом, и султан был вынужден обратиться за помощью к Дели. Шах Джалал, проживающий на тот момент в Делийском султанате вместе со своими 360 учениками, высказал желание помочь мусульманам Бенгалии и выступил на их стороне. По итогам войны индуистское правление в Силхете было прервано и эти земли отошли Бенгальскому султанату. Шах Джалал же, сравнив данную ему землю и землю Силхета, нашёл их одинаковыми и навсегда поселился здесь со своими учениками, дав значительный толчок развитию Ислама в регионе. 


В дальнейшем всю свою жизнь Шах Джалал посвятил Исламу и его распространению в Бенгалии. Вместе со своими учениками он основал жизнеспособную колонию на землях Силхета. Несмотря на скапливающиеся в его руках значительные средства (подарки, в том числе от правителей, или средства садака), он продолжал жить очень скромно в небольшой пещере, где также содержалась коза и был разбит небольшой огород. Свежие овощи, небольшое количество злаков и йогурт составляли основу его питания. О поздних годах его жизни известно из записей знаменитого мусульманского путешественника Ибн Батуты, который специально сделал крюк длиною в месяц, чтобы посетить известного суфия. 


Несмотря на то, что история Бенгалии полна противоречий, достоверно известно о её зависимом положении от Делийского султаната. Однако в 1352–1576 гг. она существует как формально независимое государство в виде Бенгальского султаната. За эти 200 с небольшим лет на троне султаната сменилось несколько династий, основанных как потомками делийских султанов, так и выходцами из местных знатных родов (в том числе индуистских) и из Абиссинии (современной Эфиопии).


Наиболее примечательным в деле распространения Ислама в Бенгалии является Джалал-ад-Дин Мухаммад-шах, названный при рождении Джаду, султан из индуистской династии Ганеши (его отец был раджой – князем). Ещё в юном возрасте Джалал-ад-Дин добровольно принимает Ислам и навсегда отказывается от Индуизма.

 

В ходе успешных политических и военных пертурбаций он свергает с трона прежнюю тюркскую династию Ильяс-шахов (потомков султанов Дели) и сам занимает место султана. Его правление продолжалось с 1415 по 1433 год с небольшим перерывом (1416–1418 гг.), за время которого, как говорили современники, «Ислам приняли втрое больше бенгальцев, чем за всю историю Ислама в Бенгалии прежде». 


Молодой султан был очень образованной и неординарной личностью, к тому он же сам перешёл в Ислам из Индуизма, что, естественно, привлекало не только простой народ, но и представителей власти тоже переходить в Ислам. Джалал-ад-Дин занимался укреплением Ислама в государстве и в целом внутренней политикой, а также вёл активную внешнеполитическую деятельность. Он укреплял взаимоотношения как с мусульманскими государствами, так и с соседним Китаем, вёл личную переписку с тимуридским правителем Шахрухом из Герата, минским императором Юнлэ из Китая и аль-Ашрафом Барсбоем, мамлюкским правителем Египта. Между 1428 и 1431 годами он поддерживал строительство религиозного колледжа в Мекке и установил тесные связи с Барсбоем. 


При обмене подарками Джалал-ад-Дин запросил взамен письмо-признание от египетского султана. Барсбой был одним из самых авторитетных мусульманских правителей в исламском мире и хранителем остатков первой исламской династии, Аббасидских халифов. Мамлюкский султан выполнил эту просьбу, прислав ему почётное одеяние и письмо о признании. В 1427 году Джалал-ад-Дин описал себя в надписи как аль-Султан аль-Азам аль-Муаззамин Халифат Аллах Али аль-Макунин Джалал аль-Дуния вал-Дин (Самый возвышенный из великих султанов, халиф Аллаха ﷻ во Вселенной). Таким образом, суверенитет Бенгальского султаната был подтверждён на мировом уровне. 


К сожалению, после него Бенгалия не знала достойных правителей. Множественные представители разных династий сменяли друг друга на троне, практически ничего не делая для родной страны. Поэтому неудивительно, что с 1576 года Бенгалия оказалась в составе сильного государства – Империи Великих Моголов, и дальнейшее развитие Ислама в ней шло наравне с общими процессами в этом государстве, хотя региональные особенности и продолжали сохраняться.

Фатима Манзур

Исламабад, Пакистан