Именно при Екатерине II Ислам перешёл в категорию «терпимой», т.е. официально признанной религии, последователи которой имели право на свободу вероисповедания, исполнения своих религиозных обрядов, строительство мечетей и других культовых сооружений.
В основе новой политики лежали положения «Наказа» императрицы от 30 июля 1767 года, статья 494 которой гласила: «В том великом государстве, распространяющем своё владение над столь многими разными народами, весьма бы вредный для спок
ойствия и безопасности своих граждан был порок, запрещение или недозволение их различных вер».
Правда, из этого не следовало законодательного равенства Православия и Ислама и, например, разрешение на свободную проповедь мусульманских принципов среди немусульман. Но это стало значительным прогрессом по сравнению с тем, что было ранее.
А ранее, например, в 1736 г. был издан указ Синода о повсеместном запрещении строительства мечетей на территории России, а согласно «Уложению» 1649 г. за «совращение в басурманство» проповеднику грозила казнь на костре. Вообще мусульманам категорически запрещалось проповедовать Ислам крещёному населению.
При Екатерине II политика по отношению к мусульманскому населению Российской империи стала более обдуманной. Императрица надеялась использовать религиозные чувства мусульман в целях укрепления государства.
К тому же расширение территории империи и включение в неё регионов с преимущественно мусульманским населением накладывали свой отпечаток на принципы государственного управления.
Впервые по приказу монарха за счёт средств казны в России был напечатан Коран на арабском языке для бесплатной раздачи среди казахов. 20 экземпляров Священной книги вышли в свет из типографии Санкт-Петербурга в 1787 году.
В следующем году в Уфе было создано Духовное собрание Магометанского закона, получившее затем известность как Оренбургское магометанское духовное собрание. А в 1794 году, после присоединения к России территории Крыма, населённого на тот момент преимущественно мусульманами (крымскими татарами), учреждено Таврическое магометанское духовное правление в Симферополе.
В Манифесте о присоединении Крыма Екатерина II обещала мусульманам полуострова «охранять и защищать их лица, храмы и веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно».
В основе этих действий императрицы лежали наверняка не симпатии к Исламу, а именно логика государственного управления обширной империей, населённой разными народами.
Как пишет известный востоковед Дмитрий Арапов, «именно при Екатерине Великой российские власти пришли к пониманию необходимости соблюдать по отношению к своим подданным важнейший принцип стабильности любой империи: “Мы вами владеем, вы нам подчиняетесь, платите налоги, за это живите и веруйте, как хотите”».
Литература:
Арапов Д. Ю. Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи // Большая Российская энциклопедия. – Т. 8. – М., 2007.
Манифест о присоединении Крыма к России // Полное собрание законов Российской Империи. – Т. XXI, № 15.
Роберт Курбанов