Императрица Екатерина II и Ислам

9 июля 1762 года в результате дворцового переворота Екатерина II взошла на российский престол. За 34 года нахождения у власти она произвела изменения, кардинально повлиявшие на развитие государства. Особые перемены произошли в сфере конфессиональной политики власти.

статья опубликована в номере: 13 (602) / от 03 июля 2020 (Зуль-Каада 1441 г.)
264

Именно при Екатерине II Ислам перешёл в категорию «терпимой», т.е. официально признанной религии, последователи которой имели право на свободу вероисповедания, исполнения своих религиозных обрядов, строительство мечетей и других культовых сооружений. 


В основе новой политики лежали положения «Наказа» императрицы от 30 июля 1767 года, статья 494 которой гласила: «В том великом государстве, распространяющем своё владение над столь многими разными народами, весьма бы вредный для спок

ойствия и безопасности своих граждан был порок, запрещение или недозволение их различных вер».
Правда, из этого не следовало законодательного равенства Православия и Ислама и, например, разрешение на свободную проповедь мусульманских принципов среди немусульман. Но это стало значительным прогрессом по сравнению с тем, что было ранее.


А ранее, например, в 1736 г. был издан указ Синода о повсеместном запрещении строительства мечетей на территории России, а согласно «Уложению» 1649 г. за «совращение в басурманство» проповеднику грозила казнь на костре. Вообще мусульманам категорически запрещалось проповедовать Ислам крещёному населению. 


При Екатерине II политика по отношению к мусульманскому населению Российской империи стала более обдуманной. Императрица надеялась использовать религиозные чувства мусульман в целях укрепления государства. 


К тому же расширение территории империи и включение в неё регионов с преимущественно мусульманским населением накладывали свой отпечаток на принципы государственного управления. 
Впервые по приказу монарха за счёт средств казны в России был напечатан Коран на арабском языке для бесплатной раздачи среди казахов. 20 экземпляров Священной книги вышли в свет из типографии Санкт-Петербурга в 1787 году. 


В следующем году в Уфе было создано Духовное собрание Магометанского закона, получившее затем известность как Оренбургское магометанское духовное собрание. А в 1794 году, после присоединения к России территории Крыма, населённого на тот момент преимущественно мусульманами (крымскими татарами), учреждено Таврическое магометанское духовное правление в Симферополе.
В Манифесте о присоединении Крыма Екатерина II обещала мусульманам полуострова «охранять и защищать их лица, храмы и веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно».


В основе этих действий императрицы лежали наверняка не симпатии к Исламу, а именно логика государственного управления обширной империей, населённой разными народами. 
Как пишет известный востоковед Дмитрий Арапов, «именно при Екатерине Великой российские власти пришли к пониманию необходимости соблюдать по отношению к своим подданным важнейший принцип стабильности любой империи: “Мы вами владеем, вы нам подчиняетесь, платите налоги, за это живите и веруйте, как хотите”».

 

Литература:
Арапов Д. Ю. Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи // Большая Российская энциклопедия. – Т. 8. – М., 2007.
Манифест о присоединении Крыма к России // Полное собрание законов Российской Империи. – Т. XXI, № 15. 

Роберт Курбанов

Также в рубрике

Искусство исламской геометрии

Наверняка каждый из нас любовался тонкой работой мастеров, разглядывая узоры на стенах мечетей. Исламский

Умеющий верить – взлетит

Великого учёного IX века Аббаса ибн Фирнаса нередко сравнивают с Леонардо да Винчи, но на самом деле его

Социология – открытие XIV века

Социология, наука об обществе, согласно источникам вроде «Википедии» или Британской энциклопедии, впервые

Врач, победивший боль

Рецепты Авиценны Родившийся в Х веке, Ибн Сина, также известный как Авиценна, был и остаётся одним из самых