29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.06.2020 (по Шафии)

1. Есть ли определённое, предпочтительное время для бракосочетания? 2. Считается ли намаз, совершённый в перчатках и маске, действительным? Должны ли быть ладони и лицо открытыми так же, как и лоб? 3. Входит ли в обязанность матери обеспечивать ребёнка, как и в обязанность детей (дочери) обеспечивать родителей? 4. Разрешено ли человеку, не имеющему медицинского образования, заниматься врачеванием, используя народные методы лечения, и считается ли такой заработок дозволенным? 5. Если у человека нет возможности выплатить закят уль-фитр или же другие каффараты, такие как штраф за нарушение клятвы и другие, снимается ли с него обязанность выплаты их в последующем? 6. Где нужно выплатить закят со своего имущества, которое дано в долг человеку, проживающему в другом городе? 7. Какое из двух деяний – хадж (паломничество) или женитьбу – предпочесть, если у человека есть средства на совершение только одного из них? 8. Если есть продукты питания на праздничные день и ночь, но нет денег, нужно ли выплачивать закят уль-фитр?

1. Есть ли определённое, предпочтительное время для бракосочетания?

Желательно (суннат) жениться в месяце Шавваль или Сафар, так как Посланник Аллаха ﷺ женился на Айше t в Шаввале, а в Сафаре выдал свою дочь Фатиму t за сподвижника Али t.
Также желательно брачный договор (никях) заключать в мечети, так как на это есть указание в хадисе, переданном имамом ат-Табрани.


Предпочтительно жениться в пятничный день, поскольку это самый почётный день недели.
Также желательно сочетаться браком в присутствии большого количества набожных людей в начале дня (то есть до обеденного азана), потому что Посланник Аллаха ﷺ просил Всевышнего сделать благодатным это время суток для своей уммы.


Все остальные дни и месяцы одинаковы. Что же касается разных мнений, которые бытуют у людей, например, что нежелательно жениться между двумя праздниками (Ураза- и Курбан-байрам), в мае и т. д., то это всё суеверие, верить в которое запрещено. («Тухфат аль-Мухтадж», «Нихая аль-Мухтадж» с субкомментариями аш-Шабрамаллиси)


 
2. Считается ли намаз, совершённый в перчатках и маске, действительным? Должны ли быть ладони и лицо открытыми так же, как и лоб?

Намаз, совершённый в перчатках и маске, считается действительным. Непокрытым должен быть только лоб, а точнее, лишь его часть. Поэтому достаточно приложиться к месту, где совершается земной поклон, любой частью лба. 
Следовательно, намаз в перчатках и маске считается действительным, если маска не закрывает лоб полностью. А коснуться носом во время земного поклона является желательным действием. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

 

3. Входит ли в обязанность матери обеспечивать ребёнка, как и в обязанность детей (дочери) обеспечивать родителей?

Мужчина и женщина обязаны обеспечивать всем необходимым своих родителей, дедушек, бабушек, других прародителей, детей, внуков, внучек, если они в этом нуждаются, даже если они другой религии.
Если родители, дедушки, бабушки и т. д. в состоянии зарабатывать, но не делают этого и нуждаются в обеспечении, то дети, внуки и внучки обязаны взять на себя их (родителей и т. д.) обеспечение.
Однако если совершеннолетние дети, внуки и внучки в состоянии зарабатывать, но не делают этого, то родители, дедушки и бабушки не обязаны их (детей и т. д.) содержать и обеспечивать.


Если у нуждающегося человека есть сын и дочь, то они должны разделить обязанности по обеспечению родителей поровну, независимо от того, кто из них более обеспечен.
Детей должен обеспечивать отец, потом дедушки по отцу и матери, затем мать. Если у человека, например, есть сын и отец, то его должен обеспечивать в первую очередь сын. («Тухфат аль-Мухтадж»)
 

 

4. Разрешено ли человеку, не имеющему медицинского образования, заниматься врачеванием, используя народные методы лечения, и считается ли такой заработок дозволенным?

Запрещено немедикам практиковать народную медицину, не согласовав предварительно свои действия с лечащим врачом, так как они могут вызвать побочное действие и усугубить состояние больного, у которого может быть сопутствующее заболевание. И плата, полученная за такие услуги, запретна. 
Во все времена известные факихи (богословы) предупреждали врачей и лекарей о том, что их книгами могут начать руководствоваться люди, не владеющие основами и принципами медицины, что может привести к губительным последствиям. (Ибн Хаджар. «Аль-Фатава аль-Кубра аль-Фикхия»)

 

5. Если у человека нет возможности выплатить закят уль-фитр или же другие каффараты, такие как штраф за нарушение клятвы и другие, снимается ли с него обязанность выплаты их в последующем?

Человек, у которого нет возможности выплатить за себя или своих подопечных закят уль-фитр из-за отсутствия у него пропитания и всего необходимого на день и ночь праздника, не обязан выплачивать его, даже если в будущем возможность появится.


Что касается каффарата – штрафа за нарушение клятвы, убийство человека, близость с женой в дневное время суток во время поста месяца Рамадан и другие, то человек должен выплатить его, когда у него появится возможность. («Тухфат аль-Мухтадж», «Ианат ат-Талибин»)
 

 

6. Где нужно выплатить закят со своего имущества, которое дано в долг человеку, проживающему в другом городе?

Хозяин имущества обязан выплатить с него закят, даже если оно взято другим человеком в долг и находится у него. И если должник проживает в другом месте, то закят необходимо выплатить там – тем, кому он полагается, потому что это имущество находится у них на виду. («Нихаят аль-Мухтадж», «Фатава ар-Рамли»)

 

7. Какое из двух деяний – хадж (паломничество) или женитьбу – предпочесть, если у человека есть средства на совершение только одного из них?

Согласно мазхабу имама аш-Шафии, человеку можно отложить совершение обязательного хаджа, то есть необязательно его совершать сразу после того, как появится возможность.
Что касается предпочтительности одного другому, то в случае опасения впасть в прелюбодеяние человеку лучше жениться. А если нет такого опасения, то предпочтительнее совершить хадж.


Однако если человек предпочтёт женитьбу хаджу, то совершение паломничества останется за ним как долг, так как он, имея возможность, не совершил хадж, а использовал средства на другое. И в случае если он умрёт, не совершив паломничества, его наследники обязаны совершить хадж за умершего на его средства. («Асна аль-Маталиб шарху Равд ат-Талиб» с субкомментариями имама ар-Рамли аль-Кабира)
 

 

8. Если есть продукты питания на праздничные день и ночь, но нет денег, нужно ли выплачивать закят уль-фитр?

Если у человека есть продукты, которых достаточно для пропитания его семьи в течение нескольких дней, но нет денег и продукта питания, распространённого в месте, где он проживает (в данном случае это пшеница), то он не обязан выплачивать закят уль-фитр, даже если у него есть другие продукты, пригодные для выплаты этого вида закята, но не считающиеся основными, употребляемыми людьми в данном населённом пункте.
Если количество еды будет превышать общепринятую норму для праздника, то необходимо выплатить закят уль-фитр, продав излишек этих продуктов, если это возможно. То же самое касается и любого другого имущества, в котором нет необходимости. 


Если человек возьмёт в долг, чтобы выплатить закят уль-фитр, то это не только дозволено, но и предпочтительно.


Однако если он хочет выплатить закят уль-фитр именно продуктами, которые у него есть, и они годятся для этого, то в таком случае разрешается следовать за третьим мнением шафиитского мазхаба, согласно которому человек может сам выбирать между продуктами, подходящими для этой цели. 


Это следующие продукты:

1) пшеница,

2) ячмень голозёрный,

3) ячмень обыкновенный,

4) кукуруза,

5) рис,

6) нут,

7) маш,

8) чечевица,

9) бобы,

10) финики,

11) изюм,

12) творог,

13) молоко,

14) сыр. 

Примечание:

Продукты, подготовленные для праздничного стола, не рассматриваются, если они были приобретены в канун праздничного дня или ранее, но если их приготовили или приобрели в праздничный день, то надлежит их продать и выплатить закят уль-фитр. («Хашия аль-Байджури», «Фатх аль-Аллям шарх аля Муршид аль-Анам», «Муфид аль-Авам шарх аля Муршид аль-Анам»)
 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).