Сказание об асхабах аль-Кахфи

Впереди шёл Йамлиха, а за ним – люди, которых царь отправил сопровождать его. Они с трудом добрались до большого дворца, который Йамлиха назвал своим домом.

статья опубликована в номере: 12 (601) / от 15 июня 2020 (Шавваль 1441 г.)
107

Затем они вызвали хозяина дома, им оказался старец почтенного возраста. Когда ему сообщили, что Йамлиха назвался хозяином дома, тот сначала возмутился, а затем, задумавшись, спросил, как его зовут. Йамлиха назвал своё имя, имя отца и свой род. Старик попросил повторить, и тот снова перечислил имена предков. Тогда старик обнял его и заплакал, причитая: «О мой прадед!» Он сказал, что Йамлиха – один из тех, кто сбежал во времена Дикянуса, отказавшись повиноваться ему.


Весть об этом удивительном событии моментально распространилась по всему городу. Йамлихе устроили пышное чествование. Царь, сойдя с коня, от радости посадил Йамлиху себе на плечи, как ребёнка. И стар и млад окружили его и стали целовать ему руки и ноги. Все в один голос просили его рассказать о том, как сложилась судьба остальных. Йамлиха рассказал о своих друзьях и о том, что они остались в пещере на горе Наджилус. Горожан удивил этот рассказ, ведь никто ранее не слышал о подобном, и все захотели увидеть остальных.


Жители города были представителями двух религиозных общин. Главы обеих общин со своими подданными двинулись за Йамлихой. Когда они приблизились к пещере, асхаб аль-Кахфи разумно предложил им: «Я войду в пещеру один. Подождите здесь, пока я не вернусь. Если не предупредить их, они могут подумать, что пришёл Дикянус со своим войском. Я объясню им всё, сообщу радостную весть, а затем встретимся», – сказал он, и те согласились.


В пещеру зашёл один Йамлиха. Находящиеся в ней асхабы очень обрадовались ему, бросились обнимать и целовать его. Они вознесли хвалу Всевышнему за то, что Йамлихе удалось спастись от Дикянуса и вернуться. Но Йамлиха сказал: «Вы не спрашивайте меня о Дикянусе. Лучше скажите, сколько времени вы пробыли в пещере?» – «Мы пробыли здесь день или половину дня», – ответили друзья. «Нет, – опроверг их заблуждение Йамлиха, – здесь мы были триста девять лет». И он рассказал о том, что с ним случилось: «Прошли века, Дикянус умер, люди уверовали в Единого Создателя, ныне царь следует религии пророка Исы u, и они пришли сюда, желая увидеть вас».


Хотя Йамлиха и рассказал им всё это, юноши не согласились встретиться с незваными гостями. Они решили, что лучше остаться здесь, в том же состоянии, в каком они были доселе, и вместе попросили Всемогущего о смерти. Создатель отправил ангела смерти с повелением всех умертвить, и они легли на землю, готовые в смирении встретить свою кончину. Всевышний закрыл вход в пещеру и укрыл его от глаз, сделав неузнаваемым весь облик этого места. Оба царя ходили вокруг семь дней, но, как ни старались, не смогли отыскать вход в пещеру. Убедившись в том, что подобное чудо не могло произойти никак иначе, кроме как в назидание людям, потеряв надежду, вернулись к себе домой.


А после между царями разгорелся спор, каждый преследовал свои интересы. Царь правоверных предлагал построить у входа в пещеру мечеть, другие настаивали на строительстве своего храма. Они не смогли прийти к согласию и из-за этого стали биться друг с другом. Победил царь правоверных, и у входа в пещеру была построена мечеть. 


Есть различные версии этих событий. Одну из версий мы привели выше. Согласно другой, когда Йамлиха задержался в пещере, царь правоверных зашёл вслед за ним, чтобы узнать, что произошло. Обнаружив, что все асхабы аль-Кахфи мертвы, он поцеловал им ноги и вышел, охваченный благоговением, попросив у Всевышнего их заступничества и благодати. Он велел своим подчинённым сделать каждому из них гроб из золота и серебра.

 

В ту же ночь царь увидел во сне асхабов, они выразили царю своё недовольство этим замыслом. Юноши отказались от гроба, сказав: «Мы сотворены не из золота и серебра, а из земли, оставь нас на земле». Царь правоверных выполнил желание асхабов аль-Кахфи, оставив их на земле, и замуровал вход в пещеру. Как и в первой версии, спор о том, какой храм построить у пещеры, перерос в сражение, победу в котором одержал царь правоверных, и на этом месте построили мечеть.


Человеку не даны Всевышним такие силы и способности, чтобы он мог открыть вход в эту пещеру. Асхабы по сей день находятся в ней, и когда придёт имам Махди, Господь сделает их его помощниками.
Поскольку в Коране упоминалось об асхабах аль-Кахфи, Посланник Аллаха e пожелал увидеть их и попросил Всевышнего дать ему возможность посмотреть на них. «На этом свете ты их не увидишь», – был ответ.

 

Пророк e решил отправить к ним четырёх сподвижников, чтобы донести до них весть о своём пророчестве. Ангел Джабраиль u подсказал Любимцу Всевышнего e, как это сделать: «Расстели на полу свой халат, расставь сподвижников по углам и призови ветер. Всевышний подчинит тебе ветер, как Он подчинил его пророку Сулайману u». Джабраиль u также посоветовал отправить Абу Бакра t, Умара t, Али t и Абу Зарра t. Когда халат был расстелен и они встали на него, по велению Посланника Аллаха e поднялся ветер, доставивший халат в Наджилус, подобно облаку.


Прибыв ко входу в пещеру, сподвижники осмотрели стену, вынули из неё камень и заглянули внутрь. Собака заметила их, вскочила и начала лаять, не впуская посторонних. Но, узнав, что гости посланы Пророком e, Китмир завиляла хвостом и положила голову на лапы, словно приглашая их войти. Они вошли в пещеру, подошли ближе, поприветствовали всех словами «Ас-саламу алайкум».

 

Всевышний вселил души в тела юношей, и они словно пробудились ото сна, сели и ответили на приветствие. Гости передали им приветствие от Посланника Господа e. «Да приветствует Всевышний Своего Посланника e, отправившего приветствие, и вас, передавших его, до тех пор, пока существует этот мир», – ответили асхабы аль-Кахфи. Они устроили хорошую встречу, посидели вместе и провели время в приятной беседе.

 

Юноши признали Пророка e, произнесли шахаду (слова свидетельства о единстве Всевышнего Аллаха и пророчестве Мухаммада e), попросили передать Пророку e также от них ас-салам. Затем асхабы аль-Кахфи легли на землю, как и прежде, и по велению Всевышнего ангел забрал их души. А сподвижники вышли из пещеры, закрыли вход, как было, и ветер доставил их обратно.


Когда они прибыли к Пророку e, он стал расспрашивать, как всё было. Те подробно рассказали обо всём и сообщили, что передали юношам из пещеры послание Пророка e. «Они уверовали в тебя и обрадовались, когда узнали, что мы посланы тобой, стали возносить премного хвалу Милостивому и передали тебе ас-салам», – сказали сподвижники. Услышав их ответ, Посланник Аллаха e очень обрадовался и попросил Всевышнего, чтобы Он смилостивился над теми, кто любит его, его семью, сподвижников и общину.


Сказано, что, когда объявится имам Махди, он придёт к асхабам аль-Кахфи, и Всемогущий оживит их, чтобы они могли ответить на его приветствие. Согласно одной версии, после оживления они снова умрут. По другой же – они станут помощниками имама Махди. Обе эти версии приводятся в сказаниях. 


Тот, кто будет размышлять над историей асхабов аль-Кахфи, найдёт в ней много полезных знаний. Но одних знаний недостаточно, нужно ещё и следовать им. Да введёт Аллах I нас в число тех, кто следует своим знаниям. Аминь! О Отвечающий на мольбы!

 

Из книги «История Пророков» шейха Саида-афанди аль-Чиркави

Также в рубрике

Попытка разрушить Каабу

На земле Йемена правил царь по имени Зу-Навас, который исповедовал иудейскую веру. А жители Наджрана (ныне

Сказание о пророке Джарджисе عليه السلام

Самым тяжёлым испытаниям в этом мире подвергались пророки и посланники.

Сказание о пророке Джарджисе عليه السلام

Это очень расстроило царя, и он задумался, как ему быть. Опасаясь, что Джарджис عليه السلام может навредить

Сказание о пророке Джарджисе عليه السلام

Известно, что когда-то жил один богатый благочестивый человек по имени Джарджис, занимался он торговлей. Он