Меняя себя ради других
На протяжении всей жизни у личности периодически меняются как цели, так и способы самовоспитания. Как физическое состояние человека зависит от пропитания, так и уровень интеллектуальности зависит от знаний, которые являются нашим спасением.
Человек воспитывает в себе определённые свойства характера в зависимости от своих планов, основной жизненной направленности или поставленной на известный период жизни конкретной цели.
«…Поистине, Аллах ﷻ не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя…» Сура «Ар-Ра’д», аят 11.
Что мешает?
Определение направлений самовоспитания зависит от осознания тех трудностей, с которыми человек сталкивается в жизни. Эти трудности могут быть объективными и субъективными. В первом случае говорят о повышении требований среды или коллектива к личности. Они могут быть связаны с различными заданиями, для решения которых у человека нет опыта. Трудности второго порядка объясняются личными недостатками. Так, например, излишняя застенчивость может затруднять общение, лёгкая внушаемость и несамостоятельность препятствуют творческому исполнению поставленной задачи.
К субъективным отрицательным свойствам следует отнести также леность, отрицательно сказывающуюся на успехах в учебной и общественной деятельности. Каждый, кто ставит задачу работать над собой, определяет для себя последовательность выполняемых работ по мере важности и мотивации, добивается поставленной цели.
Наши мотиваторы
Побуждать человека к действию и поступку могут как внешние силы, так и внутренние. К внешним силам относятся требования общества, коллектива, другого лица. Если внешние требования сознаются личностью как необходимые и даже желаемые вследствие их совпадения с личными интересами, то они и побуждают человека к активности. Что касается внутренних побуждений, то к ним можно отнести материальные и духовные потребности, интересы, различные социальные установки, выражающие убеждения человека.
К основным мотивам самовоспитания можно отнести:
• идеал;
• осознание несоответствия собственных сил требованиям деятельности;
• состязательность;
• притязание на признание коллектива;
• требования общественной морали;
• критика и самокритика.
Известно, что в жизни и всего общества, и конкретного коллектива устанавливаются определённые нравственные рамки поведения, выход за которые осуждается как аморальное поведение.
Любая личность как социальное существо испытывает глубокое удовлетворение от жизни и деятельности в коллективе, особенно если труд и поведение человека получают признание и одобрение. Критика также выступает в качестве существенного мотива самовоспитания – она помогает осознать собственные недостатки. Человек понимает, что если не устранить недостатки, то он потеряет уважение в коллективе, признание товарищей. Вследствие понимания всех этих возможных последствий личность начинает активно работать над собой.
Аналогичную функцию выполняет и самокритика. В этом случае индивид сам, анализируя процесс и результаты деятельности, находит у себя недостатки, сознавая их отрицательное влияние, начинает относиться к ним непримиримо. Таким образом самокритика приводит к определению плана самовоспитания.
Резюме
Реальная жизнь сложна и динамична, она предъявляет то одни, то другие требования, которые не могут не учитываться личностью. Бесспорно, успешная и систематическая работа над собой возможна только тогда, когда человек ставит социально и лично значимую цель – сформировать всесторонне развитого и полезного члена общества. Именно чётко сформулированная цель самовоспитания определяет пути и средства её достижения.
Да поможет нам Всевышний Господь быть полезными для общества. Аминь!
Мухаммад Букар Гамидуллаев
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК