26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 01.06.2019 (по Шафии)

1. Можно ли простить долг человеку, у которого трудное материальное положение, посчитав это закятом со своего имущества? 2. Велел ли Пророк ﷺ соблюдать пост для очищения от грехов, и какие грехи можно искупить посредством поклонения? 3. Каким должникам полагается закят? 4. Есть ли необходимость при захоронении умершего делать нишу или можно полностью засыпать землёй тело, не устанавливая перед ним плит и досок? 5. Что и сколько отдают в качестве закята уль-фитр (закят по случаю окончания поста в месяц Рамадан)? 6. Обязан ли человек зарабатывать на жизнь?

1. Можно ли простить долг человеку, у которого трудное материальное положение, посчитав это закятом со своего имущества?

Прощённый долг неплатёжеспособного человека может стать закятом в следующих случаях:

1. Должник занимает эту сумму у третьего лица, выплачивает из этих денег свой долг, а затем кредитор возвращает ему эти деньги в качестве закята со своего имущества.

2. Заимодавец выплачивает должнику закят, а тот возвращает ему эти деньги в качестве своего долга. Но в этом случае нельзя при выплате закята ставить условие, чтобы он был возвращён в качестве долга. После передачи закята взять отданные деньги как возврат долга можно.

Аргументация:

«Нельзя считать долг неплатёжеспособного человека своим выплаченным закятом, если только не принять у него этот долг, а потом вознамериться дать закят до или в момент выплаты ему же, или выплатить должнику закят из своего имущества, предоставив ему возможность вернуть деньги в качестве долга, но не оговаривая это как условие» (Ибн Хаджар аль-Хайтами. «Тухфат аль-Мухтадж»).
 

2. Велел ли Пророк соблюдать пост для очищения от грехов, и какие грехи можно искупить посредством поклонения?

В хадисе, переданном от Абу Хурайры رضي الله عنه, говорится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пятикратная молитва, пятничный намаз до следующего пятничного, пост в месяц Рамадан до следующего Рамадана смывают грехи, совершённые между ними, в том случае, если будешь стараться не совершать больших грехов» (Муслим).
В книге «Нихая аз-Зайн» учёный мазхаба имама аш-Шафии – ан-Навави аль-Джави – перечисляет: «Семнадцать деяний, каждое из которых смывает прошлые и будущие грехи:

1) хадж мабрур (хадж, принятый Всевышним);

2) тщательно совершённое омовение;

3) проведение ночи Ляйлят уль-Кадр в богослужении;

4) бодрствование (совершая богослужение) в ночах месяца Рамадан;

5) пост в месяц Рамадан; 6) пост в день Арафа (9-е число месяца Зуль-хиджа);

7) произнесение слова «Амин» в намазе одновременно с имамом;

8) чтение последних аятов суры «Аль-Хашр»;

9) помочь слепому пройти 40 шагов; 10) произнесение мольбы (смысл): «Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха ﷻ, Единого, у которого нет сотоварища. Также свидетельствую, что Мухаммад ﷺ – Его раб и посланник. Я доволен Аллахом ﷻ как Господом, Исламом – как религией, Мухаммадом ﷺ – как пророком и посланником», когда услышишь призыв муэдзина на молитву;

11) исполнение нужд верующего;

12) совершение намаза-зуха;

13) чтение молитвы во время надевания одежды (смысл): «Хвала Аллаху ﷻ, который дал мне эту одежду и даровал её мне без участия какой-либо моей силы и мощи»;

14) чтение молитвы после еды (смысл): «Хвала Аллаху ﷻ, который накормил меня этой едой и даровал её мне без участия какой-либо моей силы и мощи»;

15) идти из мечети аль-Акса (Иерусалим), читая «Ля иляха илля Ллах» для совершения хаджа и умры (малый хадж);

16) чтение сур «Аль-Фатихa», «Аль-Ихляс» и «Муаввизатайн» (последние суры Корана «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас») по семь раз после пятничного намаза;

17) здороваться с мусульманином, который не является фасиком, восхваляя Пророка ﷺ». 

Заключение:

Из вышеизложенного следует, что за совершение человеком определённых деяний с намерением на избавление от грехов или без намерения, но обязательно с целью поклонения Всевышний прощает малые грехи Своего раба.
 

 

3. Каким должникам полагается закят?

Саид ад-Давани в книге «Бушр аль-Карим» пишет: «Третья категория получателей закята – должники, и они делятся на следующие виды: 


1. Человек, который взял в долг ради прекращения раздора между спорящими, враждующими сторонами, даже если там присутствует тот, кто может прекратить этот раздор без его усилий.
В этом случае ему дают закят в сумме его долга, если срок выплаты долга наступил и он его не выплатил, даже будучи обеспеченным и владея деньгами и другим имуществом, потому что польза от его действий распространяется на других.

 

2. Человек, который взял в долг для угощения гостя, строительства мечети или моста или же для освобождения пленного и тому подобного из общих интересов. 
В этом случае ему дают закят, даже если он обеспеченный, но на данный момент не владеет именно деньгами, а также если срок выплаты долга наступил и он не выплатил его со своего имущества.
 Можно также сказать, что он вправе получить закят, даже если владеет деньгами.

 

3. Человек, который взял в долг для своих нужд и израсходовал средства на дозволенное или же взял в долг для запретного, однако покаялся и по его поведению видно, что его раскаяние искреннее, даже если с момента покаяния не прошло много времени.
В этом случае ему дают закят в сумме его долга, если срок выплаты долга наступил и он не в состоянии его выплатить.
Далее, если у него ничего нет, то ему дают закят в сумме его долга. Однако если он владеет чем-либо, но при этом, выплатив долг, станет малоимущим, то он вправе оставить себе источник дохода в виде имущества и т. д., который будет приносить ему прибыль, достаточную для него до достижения шестидесяти лет.

 

4. Поручитель, если он не в состоянии выплатить (по взятым на себя обязательствам) за неплатёжеспособного и время выплаты долга наступило. Если же он поручился за состоятельного без его согласия, то он не имеет права возвращаться к поручаемому (за деньгами).
Также если кто-то возместит свой долг, взяв деньги в долг у третьего лица, в этом случае ему тоже дают закят, соразмерный его второму долгу».
 

 

4. Есть ли необходимость при захоронении умершего делать нишу или можно полностью засыпать землёй тело, не устанавливая перед ним плит и досок?

Оставлять место в нише, оградив умершего плитами или кирпичами, является обязательным действием, и это аргументированное мнение.
 Другое мнение гласит, что это лишь желательно, и не является греховным засыпать тело умершего землёй, не оградив плитами, и т. д.

 

Примечание:

Если земля, где копают могилу, твёрдая, делать в ней «лахд» (нишу, выкопанную в стенке могилы, направленной в сторону Каабы в соответствии с размером тела умершего) предпочтительнее. 
Если земля рыхлая, то предпочтительнее в центре могилы вырыть «шакк» (яму, подобную каналу, стенки которого обкладывают камнями или кирпичом). В этот канал укладывают усопшего и сверху кладут плиты. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)
 

 

5. Что и сколько отдают в качестве закята уль-фитр (закят по случаю окончания поста в месяц Рамадан)?  

Имам Джалалуддин аль-Махалли в книге «Канз ар-Рагибин» пишет: «Разновидностью обязательного саа (мера веса) являются продукты питания (например, пшеница, кукуруза, бобы и т. д.), которые облагаются закятом в виде одной десятой части. А также достаточно для закята уль-фитр саа сыра, согласно более верному мнению. Также молоко и творог тем, у кого они являются основным продуктом питания.

 

В каждом населённом пункте обязательно выплачивать закят уль-фитр с основного продукта питания (например, если это хлеб, то закят уль-фитр выплачивают пшеницей), а согласно менее известному мнению – из продуктов питания человека, а также существует мнение, что человек вправе выбрать любой из продуктов питания».

 

Имам ан-Навави в книге «Равзат ат-Талибин» говорит: «Для закята уль-фитр обязательно нужно выплатить саа, и он равен 5 ритлям и 1/3 ритля (1 ритль равен 432 граммам), таким образом, 1 саа равнозначен 685 дирхамам и 5/7 дирхама (2 кг 400 г)».

 

 «Учёный мазхаба имама Абу Ханифы аш-Шурунбулали в книге «Марак аль-Фалях» говорит: «Милостыня закят уль-фитр – это половина саа (1728 г) пшеницы или пшеничной муки, а также полный саа фиников, изюма или ячменя, и он (саа) равен 8 ритлям – 3456 граммам). Также разрешено выплатить закят уль-фитр в размере стоимости любого из этих вышеперечисленных продуктов. Если продукты питания в изобилии, то выплата их стоимости предпочтительнее, так как она лучше удовлетворяет нужды бедняка. А если время бедственное, то лучше – пшеницей, ячменём и другим съестным, чем стоимостью».

 

Заключение:

По мнению имама аш-Шафии, 1 саа равен 2304 граммам. В нём четыре мудда, один мудд равен 576 граммам. А по мнению имама Абу Ханифы, 1 саа равен 3456 граммам, а полсаа – 1728 граммам, и в качестве закята уль-фитр в этом мазхабе достаточно выплатить половину саа, если это пшеница, или в размере её стоимости.
 

 

6. Обязан ли человек зарабатывать на жизнь?

В сборнике хадисов «Шуаб аль-Иман» передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Добывание разрешённого заработка (касб) является второстепенной обязанностью после фарз-намаза» (аль-Байхаки).
Имам ибн Хаджар в книге «Тухфат аль-Мухтадж» говорит: «Тот, кто может работать, обязан зарабатывать на обеспечение, то есть на самое малое, что достаточно для обеспечения себя и своей семьи, и работа его должна быть дозволенной, соответствующей его статусу, даже если он не привык работать».

 

Один из учёных мазхаба имама Абу Ханифы в книге «Мултака аль-Абхар» пишет: «Заработок бывает:


1. Обязательным (фарз). Это количество средств, достаточное для себя, семьи и возврата долгов.

2. Желательным (мустахабб). Когда заработанное сверх обязательного предназначается для помощи беднякам или поддержания родственных уз.

3. Разрешённым (мубах). Когда избыток заработка используется для роскоши.

4. Запрещённым (харам). Это накопление имущества для гордости и высокомерия, даже если оно будет заработано разрешённым путём».


Учёный ханафитского мазхаба ас-Сархаси в книге «Аль-Мабсут» пишет: «Большинство факихов (исламских учёных) из числа ахлю сунна валь-джамаа придерживаются мнения, что поиск необходимого заработка является обязательным».