Краткое сказание об асхабах аль-Кахфи (отроках пещеры)

Коротко расскажем об асхабах аль-Кахфи («отроках пещеры»), упомянутых Всевышним в Коране.

статья опубликована в номере: 11 (600) / от 01 июня 2020 (Шавваль 1441 г.)
116

Согласно версии Вахба, это были румы (греки). Город их назывался Афсус (Эфес – античный город на западном побережье Турции), а после распространения Ислама он был переименован в Тартус. Их царь следовал религии пророка Исы (Иисуса) عليه السلام и всю свою жизнь провёл, следуя истинной вере в Единого Бога. О смерти его услышал один из царей персов по имени Дикянус. Он двинулся в Афсус с хорошо обученным войском. Как сын прибирает к рукам владения отца, так и Дикянус овладел Афсусом. Обустраиваясь будто в своей вотчине, в течение тридцати лет он строил дворец с укреплениями в центре города.

 

Дикянус отрицал веру во Всевышнего, поклонялся идолам и горделиво вознёсся так, что не чуял под собой земли. Он очень старался отвратить жителей Афсуса от религии Исы (Иисуса) عليه السلام. Заблудший собрал вокруг себя тех, кто беспрекословно подчинялся ему, и предал смертным мукам тех, кто отказался следовать ему. Постепенно люди того города стали отходить от истинной веры и начали поклоняться идолам Дикянуса. Он взял себе в советники шестерых юношей – говорят, это были сыновья учёных (алимов). Дикянус не делал ничего, не посоветовавшись с ними.

 

Однажды, когда он сидел на своём троне, один из самых преданных ему людей сообщил, что их окружили войска персов, готовых напасть. Царь очень опечалился, погрузился в думы, золотая корона упала с его головы, и он не заметил, как свалился с кресла. Он был совсем сбит с толку и выглядел растерявшимся глупцом. Йамлиха, главный среди советников, увидел замешательство царя, и в его сердце зародилось сомнение в Дикянусе и его вере.

 

Он взглянул на землю, посмотрел на небо, подумал, кто же творец всего сущего, и пришёл к выводу, что Дикянус и его идолы не могут быть тем, кто наделяет всё живое на земле пропитанием. Наблюдая за движением солнца и луны и положением звёзд, он убедился в том, что порядок их устанавливает другой царь, и сердце его выбрало Царя царей, которому народ в глубине души не переставал поклоняться.

 

У тех шестерых юношей было принято каждый день собираться друг у друга по очереди. И когда очередь дошла до Йамлихи, все собрались у него. Юноши сидели в хорошем настроении, Йамлиха же не был похож на них, он с ними не ел и не радовался, охваченный мыслями о сотворении всего сущего. Друзья, видя его опечаленным, забеспокоились и спросили, что с ним. Йамлиха поделился с ними и сказал, что он думает о Дикянусе. Когда он открыл им эту тайну, все обрадовались и сказали, что тоже были такого же мнения о нем.
Теперь они стали обдумывать, как им быть дальше. «Мы сделаем, как ты решишь», – сказали они Йамлихе. Он предложил бежать, оставив царя, дабы искать Создателя. Согласившись с ним, они решили бежать и взяли с собой денег столько, сколько могли.

 

Юноши выехали из города верхом на лошадях будто бы на прогулку. Оставив позади город Дикянуса, они выбрались в степь, отпустили лошадей, сняв придворные наряды, переоделись в старую одежду и прошли босиком семь фарсахов (1 фарсах – 12000 кадамов (шаги), приблизительно 5549 м). Подобно чистым рабам, отправляющимся к господину, они приниженно и смиренно обратились ко Всевышнему. По дороге они встретили чабана с отарой овец, подошли к нему и попросили воды. «У меня есть всё, что хотите, – и вода, и молоко, – предложил чабан юношам. – Выглядите вы как цари, но, судя по тому, как пришли, вы похожи на беглецов», – добавил он и поспешил исполнить их просьбу.

 

Когда чабан стал расспрашивать их, юноши открылись ему: «Мы вступили в религию, которая запрещает лгать, и отправляемся ко Всемогущему Создателю, оставив неверного царя». 
Чабану пришлись по душе эти юноши, которые выбрали Всевышнего Творца, отвратившись от многобожия. Он признался, что был такого же мнения о Дикянусе. Чабан решил присоединиться к группе юношей и вернул отару хозяину.

 

Эти семеро стали друзьями и отправились в путь, за ними последовала и собака чабана. Они не хотели брать её с собой, стали отпугивать, бросать в неё камни. Но, как бы ни отгоняли, Китмир (так звали собаку) всё равно последовала за ними. 

 

Они двинулись в путь. Впереди проводником шёл чабан, который хорошо знал ту местность. Прибыв к пещере Васид, расположенной на горе Наджилус, они остановились в ней. Здесь росли деревья со спелыми фруктами, рядом был источник чистой холодной воды. Юноши выпили воды, поели фрукты с деревьев, вошли в пещеру и расположились в ней. Китмир осталась у входа в пещеру и легла там, вытянув лапы. В это время Всемогущий Аллах отправил к ним ангела смерти, который забрал у всех них души. Чтобы не дать истлеть их телам, Всемогущий приставил к каждому по два ангела и велел поворачивать их с боку на бок. Сказано, что посланцы Аллаха ﷻ выполняют это повеление и поворачивают асхабов аль-Кахфи раз в год, согласно другой версии – два раза в год.

 

Тем временем Дикянус, вернувшись во дворец после праздника (по другой версии – с войны), стал расспрашивать о юношах. Ему ответили, что они оставили его религию, приняли другую веру Единого Бога и сбежали. Дикянус взял восемьдесят тысяч всадников и отправился искать беглецов. Расспрашивая по дороге тех, кто видел их, они пошли по следам, которые привели их к пещере на той самой горе Наджилус. Проклятый Дикянус заглянул в пещеру и увидел шестерых своих визирей, спящих там. Юноши походили на заснувших от усталости чабанов. Хотя они были мертвы, дыхание их не остановилось. Они казались живыми, сказано, что даже глаза их не были закрыты.

 

Дикянус задумался, как их наказать, и решил замуровать их в пещере. Привели строителей, и те закрыли вход в пещеру прочной стеной, которую невозможно было пробить. «Теперь выйдите, если можете», – с вызовом сказал Дикянус и вернулся домой. Сказание о нём на этом заканчивается.

 

После смерти Дикянуса его царство распалось. Прошло более трёхсот лет, пришли другие времена, царём стал верующий во Всевышнего, и распространилась религия пророка Исы (Иисуса) عليه السلام.
Однажды некий чабан, пасший овец на горе Наджилус, обнаружил пещеру, вход в которую был заложен большими камнями. Шёл дождь, и чабан подумал: «Хорошо бы загнать отару в пещеру, пока дождь не прекратится». Пока он разбирал вход, Всемогущий вернул души в тела юношей. Обнаружив внутри людей, чабан очень испугался, когда они поднялись, словно пробудившиеся после недолгого сна. Он выскочил из пещеры и бросился бежать, погоняя овец.

 

Друзья поприветствовали друг друга. Им показалось, что они спали всего одну ночь. Немного придя в себя, они вышли, чтобы сделать омовение, и обнаружили, что источника больше нет, а фруктовые деревья высохли. Это их очень удивило. Не понимая, что произошло, они пребывали в недоумении, пока не обнаружили, что волосы их выросли до плеч, ногти на руках и ногах сильно отросли. Они и подумать не могли, что Создатель оживил их спустя столетия после смерти.

 

Неожиданная картина, представшая их взору, привела их в изумление. И тут они вспомнили про голод и стали думать, кого бы отправить в город за едой. Условились купить дозволенную религией Всевышнего еду, без свинины. Кроме того, следовало быть очень осторожными из-за того, что им грозила опасность со стороны царя. Йамлиха, отличавшийся умом и осторожностью, попросился сам идти в город, сказав, что постарается достать всё необходимое.

 

Идя по нехоженым тропам, Йамлиха под видом чабана пришёл к воротам города. Над ними развевалось зелёное знамя, на котором удивительно красивым почерком были написаны слова шахады (слова, свидетельствующие о Едином Боге – Аллахе I и о Его посланнике Исе عليه السلام). Йамлиха протёр глаза и посмотрел ещё раз. «Не сон ли это? – засомневался он. – Нет, это не может быть сном».

 

Он тайно пробрался в город и увидел там людей, читающих Евангелие (Инджиль), но не встретил ни одного знакомого лица. Дойдя до базара, он встретил пекаря и спросил его, как называется их город. «Афсус», – ответил тот. Йамлиха снова спросил, как зовут местного царя. «Абдуррахман», – был ответ. «Если ты говоришь правду, то это чудо», – сказал Йамлиха, качая головой. Он вытащил из кармана дирхемы, протянул их пекарю и попросил: «Тогда дай мне хлеб на эти дирхемы».

 

Увидев деньги, пекарь изумился и заявил: «Ты нашёл клад!» Угрожая Йамлихе, он поставил перед ним условие: «Поделись со мной, иначе я отведу тебя к царю». Тот ответил, что никакого клада не находил. И добавил, что, когда три дня назад он уходил из этого города, его жители поклонялись Дикянусу, почитая его как бога. Услышав это, пекарь очень разозлился.

 

«Разве можно рассказывать эти сказки про Дикянуса, который жил триста лет назад, только чтобы не делиться кладом? Смеёшься надо мной, что ли?!» – стал кричать он. 
Шум привлёк внимание людей, вокруг них собралось много народу, все стали спрашивать, что случилось. Решив, что Йамлиха нашёл клад, они отвели его к царю.

 

Йамлиха предстал перед мудрым и справедливым царём Афсуса. Приближённые царя сообщили ему, что он нашёл древний клад, зарытый в земле. Йамлиха впал в беспокойство из страха перед решением царя. Но тот успокоил испуганного Йамлиху и сказал, что заберёт лишь пятую часть найденного, согласно велению пророка Исы عليه السلام. «Принеси мне пятую часть, а остальную оставь себе, и тебе больше ничего не грозит», – ласково сказал он.

 

Йамлиха расстроенно ответил: «Я родом отсюда и не находил клада. Как же я отдам то, чего у меня нет?» Царь спросил его: «Ты отсюда?» – «Да», – ответил тот. «А у тебя здесь есть знакомые?» – спросил царь, и Йамлиха ответил, что есть. «Назови их имена», – велел царь. Йамлиха назвал множество имён, но среди них не оказалось ни одного, кого бы знали в окружении царя. «Это люди не нашего времени», – сказали они. Йамлиху спросили, есть ли у него дом в этом городе. Он ответил, что есть. «Если хотите увидеть, отправьте со мной человека», – уверенно добавил он. Царь выбрал нескольких людей и отправил их с Йамлихой.
 

Шейха Саида-афанди аль-Чиркави

Также в рубрике

Попытка разрушить Каабу

На земле Йемена правил царь по имени Зу-Навас, который исповедовал иудейскую веру. А жители Наджрана (ныне

Сказание о пророке Джарджисе عليه السلام

Самым тяжёлым испытаниям в этом мире подвергались пророки и посланники.

Сказание о пророке Джарджисе عليه السلام

Это очень расстроило царя, и он задумался, как ему быть. Опасаясь, что Джарджис عليه السلام может навредить

Сказание о пророке Джарджисе عليه السلام

Известно, что когда-то жил один богатый благочестивый человек по имени Джарджис, занимался он торговлей. Он