Ты что, не веришь?
Однако в жизни встречаются крайности. Некоторые люди по-детски доверчивы, будто нет за плечами никакого опыта. Зачастую именно они становятся жертвами мошенников и аферистов. Есть и другая категория людей. Эти чересчур недоверчивы, даже подозрительны. Их и возьмём крупным планом.
Что есть что?
Причин для чрезмерной недоверчивости может быть много. Кто-то «повидал жизнь» и поэтому уверен, что «никому и ничему верить нельзя». Кто-то кивает на детство, дескать, родители нарушали обещания или поступали вероломно и т. д. Что бы ни было у этих людей в прошлом, в своём настоящем они страдают. Но, похоже, не совсем это понимают, иначе всеми силами старались бы избавиться от своей проблемы. В чём она? По сути, в обыкновенном страхе.
Гипернедоверчивых людей всё пугает: дела – своей сложностью, люди – непостоянством, жизнь – изменчивостью. Кругом им чудится подвох и обман. Ни на кого они не рискуют положиться. В результате оказываются зажаты многочисленными рамками, установленными своими же руками.
Так, подозрительный человек не решается взяться за что-то новое. Не умеет построить здоровых отношений с окружающими. Не доверяет даже самому себе, постоянно перепроверяет свои решения и действия и всё равно не находит покоя. А умеет ли он радоваться жизни – вообще большой вопрос. Потому что радость подразумевает свободу. Но о какой свободе речь, когда душа в плену у страхов?!
Фома неверящий трусливо отказывается от шансов, возникающих в жизни. Игнорирует возможности для своего движения вперёд. Словом, обкрадывает себя. Но не только. Ведь кто-то другой не слышит его совета, не получает его поддержки, не видит даже его улыбки. А значит, и сам скептик не ощущает благодатной «ответной волны», на которую, по Воле Аллаха ﷻ, мир бывает очень щедр.
Чего-то не хватает
Страхи недоверчивого человека обнаруживают, что в его жизнь свободно вмешивается шайтан. Это именно его уловка – запугивать. И чем больше человек попадается на эту уловку, тем активнее проклятый его пугает: бедностью, болезнями, интригами, неудачами и т. п. Что же заставляет подозрительного человека снова и снова попадаться на удочку главного обманщика людей?
С одной стороны, он много берёт на себя. Он полагает, что всё можно спланировать и проработать заранее, просчитать наперёд. Но в ситуации неопределённости (без которой не обходится жизнь) или невозможности гарантированно избежать трудности нафс (эго) пасует и отступает. Тогда вместо попыток идти вперёд человек выбирает бездействие, роль жертвы и саботаж полезных дел. Однако вину за своё «бегство» перекладывает на других людей или обстоятельства. Приписывает им обман или злой умысел и таким образом оправдывает свою безответственность и подозрительность.
С другой стороны, недоверчивый человек не понимает одной важной вещи. Есть инструмент, который разбивает вдребезги уловки шайтана. Этот инструмент срабатывает, когда человек без сомнений убеждён, что Аллах ﷻ даёт ему наилучшее в любой ситуации, помогает и отвечает на обращения к Нему. Если в какой-то момент человеку и становится тревожно или страшно, он через не могу идёт вперёд к цели, которую выбрал, ради Аллаха ﷻ.
Таким образом, дело сводится к пониманию: трудности или облегчения, сопровождающие нас в любом деле, посылаются нам Аллахом ﷻ. Значит, и помощь придёт от Него! Надо только помнить и просить о ней. А ещё – быть готовым без протеста принимать предопределённое Аллахом ﷻ, то есть полностью Ему доверять.
То, что искали
Вот он, ключевой момент – доверие Всевышнему. Посредством него устанавливается гармония в отношениях творения с Творцом. Человеку открывается понимание себя и жизни. Приходит бесповоротное осознание, что и он сам, и весь существующий мир находятся в зависимости от Аллаха ﷻ.
Вместе с тем кардинально меняется самоощущение человека. Его перестаёт пугать жизнь. Ведь она – создание Аллаха ﷻ, и только Он ею управляет. Его перестают пугать люди. Ведь они – создания Аллаха I, причём такие же слабые и ограниченные, как и он сам.
Через доверие Творцу приходит доверие творениям. Подозрительность и недоверие перестают получать подпитку, иссякают. И человеческая душа наполняется наконец покоем.
Таким образом, очевидно, что для избавления от разрушительной недоверчивости человеку необходимо учиться доверять Аллаху ﷻ, доверять Его Воле, Его Помощи. Чтобы воспитать в себе эту черту, необходимо обращать серьёзное внимание на качество своего поклонения (ибадат). Прежде всего обязательных его видов – это намаз, пост в месяце Рамадан, закят, хадж.
Но также сильное воздействие на душу имеют и дополнительные виды поклонения. Кроме прочего, это зикры (поминание Аллаха ﷻ) и салаваты Пророку Мухаммаду ﷺ, мольбы, обращённые к Аллаху ﷻ. Разумеется, чтобы всё перечисленное имело правильное воздействие на душу, оно никак не должно быть формальным или случайным, но – искренним и постоянным.
Гузель Ибрагимова