25 апреля
2024 года
поделиться

Искат – надежда на прощение

Всем нам известно, каким большим грехом считается пропуск намаза, поста и остальных столпов нашей религии. Даже будучи в состоянии, не позволяющем ему совершить намаз стоя, человек обязан совершить его сидя, если же и сидя не является возможным, то лёжа. Но как быть, если болезнь овладела вами настолько, что и на это у вас не хватает сил? Милость Всевышнего и тут не обошла нас стороной, явившись в виде иската.

Искат – это действие, благодаря которому есть вероятность, что Всевышний простит такие грехи, как несовершённые намазы или посты.


Когда тяжелобольной человек умирает, не имея возможности совершить намаз даже кивками, он не обязан во время своей болезни завещать кому-либо возместить (отдать фидью за него) его молитвы, пропущенные в состоянии болезни. 


Такое же решение принято в отношении поста в месяце Рамадан. Если путник, не постящийся по причине своего путешествия, умер в пути, до прибытия домой, или тяжелобольной разговелся и умер, не успев выздороветь, то в обоих случаях они не обязаны завещать кому-либо возместить их богослужения по причине отсутствия времени, в котором они могли бы возместить их за себя. То есть во всех вышеприведённых случаях с них снимается ответственность за пропущенные обязательства. 


Всё же, если человек, пропустивший пост по причине болезни или путешествия, выздоровел или прибыл домой и, имея возможность возместить свои посты, не сделал этого, то он обязан завещать выплатить фидью (выкуп) за пропущенные посты. 


Вали – человек, имеющий право на распоряжение имуществом умершего по причине завещания или родства, – должен выплатить выкуп из одной третьей части имущества умершего, которое тот оставил после себя. Почему именно одна третья? А потому, что уже в состоянии смертельной болезни у умирающего остаётся право на распоряжение только одной третью своего имущества, распоряжение над остальным имуществом переходит к наследникам.

 

Поэтому человек не может и не имеет права завещать что-либо, превышающее его долю с имущества, кроме как с дозволения наследников. И в очередной раз, дорогие друзья, мы наблюдаем справедливость нашей религии в той области, где люди больше всего допускают несправедливость, а именно в распределении имущества. 


Теперь о том, сколько и из чего нужно выплачивать фидью. В книгах по исламскому праву сказано, что за один день поста пропустившие его выплачивают столько еды, сколько хватило бы одному бедняку. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто умер и на нём остался пост месяца Рамадан, пусть накормит (наследник от его имени) за каждый пропущенный день поста одного бедняка» (ат-Тирмизи). 


Относительно намаза в данном случае решение действует такое же, как и относительно поста, по мнению шейхов нашего мазхаба. Особенно учитывая то, что намаз превосходит пост по значимости. То есть за каждый пропущенный намаз, даже витр-ваджиб, человек обязан выплатить фидью (выкуп). 


Необходимо выплатить за каждый пропущенный намаз или день поста по половине саха, то есть один килограмм восемьсот граммов пшеницы или муки, или полный сах, то есть три килограмма шестьсот граммов, но уже с фиников, изюма или ячменя. Допускается выплачивать выкуп деньгами, сумма которых соответствует цене данных продуктов. Примечательно, что выплатить деньгами считается предпочтительнее, так как нужды бедняков не всегда связаны с едой, а деньги имеют больший диапазон решения проблем, нежели еда. 


Если по каким-то причинам человек не оставил завещания выплатить выкуп и это сделал его наследник или же совершенно посторонний человек, то такое действие дозволяется. Но если кто-нибудь вознамерится совершить и’тикаф (пребывание в мечети) за умершего, то такое действие не засчитывается в пользу умершего, кроме случая, когда умерший завещал данное действие. 


Не засчитывается пост вали (наследника или опекуна) за умершего, так же как и намаз. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть не постится кто-либо из вас за кого-либо, и пусть не совершает намаз кто-либо из вас за кого-либо, однако пусть кормят от его имени» (ан-Насаи).


Рассказывается, что некоторые невежественные люди в давние времена давали беднякам деньги, чтобы те постились и молились за умершего, но это не имеет основания в нашей религии. Однако Всевышний оставил нам путь, по которому мы всё же можем облегчить положение наших умерших, – это садака (милостыня). Также у нас есть право отдавать вознаграждение за наши богослужения им (умершим). 


Если на исполнение завещания в виде иската не хватило оставленных умершим средств, или кто-то решил добровольно выплатить за него выкуп и у него не хватило средств, то в этих случаях человек отдаёт имеющиеся средства бедняку с намерением на искат, после того как определил, за какие посты или намазы он намерен выплатить и какое количество.

 

После передачи данных средств бедняку с определённым намерением снятия с умершего определённого количества намазов и постов, равного количеству выплаченных средств, этот бедняк добровольно с намерением на искат возвращает эти деньги обратно уполномоченному, и с мёртвого снова снимается некоторое число намазов и постов, равное выплаченному бедняком. И так они повторяют данное действие, пока с мёртвого не отпадёт долг по нужному количеству намазов и постов. 


Дозволяется отдать фидью (выкуп) за намазы и посты одному человеку. В отличие от штрафа за нарушенную клятву, тут не допускается отдавать одному бедняку больше половины саха в один день, так как есть предание, гласящее об обязательности количества выплат на одного человека именно в один день.

Ахмад Ибрагимов