16 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.05.2020 (по Шафии)

1. Есть ли польза для верующего, если его похоронить рядом с авлия (любимцем Аллаха ﷻ), или вред – если рядом с неверным? 2. Освобождаются ли от соблюдения поста медработники, которые лечат или ухаживают за больными коронавирусной инфекцией? 3. Когда выплатить мудды (штраф) тем, кто не может соблюдать пост? 4. Можно ли мусульманину за деньги работать на кладбище христиан (огораживать могилы, делать сварку и т. д.)? 5. Является ли нежелательным или греховным лечь спать перед наступлением времени намаза, если велик риск его проспать? 6. Можно ли совершать таравих-намазы, если есть пропущенные фарз-намазы?

1. Есть ли польза для верующего, если его похоронить рядом с авлия (любимцем Аллаха ), или вред – если рядом с неверным?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее: «Согласно тому, что было установлено учёным аль-Мухиббом ат-Табари, является запретным перевозить умершего в другой город, если только покойный не будет находиться вблизи Мекки, Медины, Байт аль-Макдиса (Иерусалима) или же местности, где похоронены праведники. 


Группа учёных говорит: «Следуя этому, будет предпочтительнее похоронить умершего вблизи праведников, чем с родственниками в его городе, так как польза, которую он получает от праведников, больше, чем та, которую он получает от своих родственников. В перечисленных случаях перевозить умершего для погребения в подобных местах нет запрета (харама), как нет и нежелательности. Напротив, перевозить в эти места будет желательно из-за их достоинства» («Тухфат аль-Мухтадж»).


В своей книге «Умдату аль-Кари шарх сахих аль-Бухари» Бадруддин аль-Айни, комментируя хадис о пророке Мусе (Моисей) عليه السلام, пишет следующее: «Муса عليه السلام попросил Всевышнего Аллаха дать ему возможность приблизиться к Байт аль-Макдису (Иерусалим), чтобы быть захороненным там, из-за достоинства пророков и праведников, похороненных там. Он предпочёл пребывать с ними после смерти так же, как желал этого при жизни».


Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж шарх сахих Муслим» пишет следующее: «В том, что Муса عليه السلام пожелал, чтобы его похоронили в Байт аль-Макдисе, усматривается желательность захоронения в превосходных и благословенных местах, также вблизи мест погребения праведников. А Аллах ﷻ –  Всезнающий».


Имам аль-Хафиз Абду аль-Хакк аль-Ишбили аль-Малики в своей книге «Аль-Акибат фи зикри аль-Мавт» пишет: «Желательно опекуну отвезти своего усопшего родственника к могилам праведников и местам захоронения благочестивых людей и похоронить его рядом с ними, стремясь получить от них благодать и помощь посредством их приближённости ко Всевышнему Аллаху и отдалить усопшего от могил плохих людей, соседство с которыми может причинить вред покойнику, наблюдающему их страдания».
Аль-Манави в своём труде «Файд аль-Кадир» пишет:  «Степень страданий покойного от соседства с умершим, испытывающим могильные наказания, зависит от степени кары нечестивца, его мучений или исходящего от него зловония или мрака и т. п.».

Заключение:

Из приведённых выше и других источников ясно, что умерший получает пользу или вред от похороненных рядом праведников или же грешников. Обычаем прежних праведников было то, что они завещали хоронить себя вблизи благочестивых людей, веря в обретение пользы и благодати от них.
 

 

2. Освобождаются ли от соблюдения поста медработники, которые лечат или ухаживают за больными коронавирусной инфекцией?

Учитывая, что медработники, лечащие коронавирусных больных или ухаживающие за ними, облачены в противочумные костюмы, способствующие обезвоживанию организма, пребывают в непроветриваемых помещениях, испытывают физические (больных приходится поднимать, переворачивать) и моральные нагрузки (наблюдают тяжелобольных и безнадёжных пациентов), сами подвергаются опасности заболеть, Шариат допускает для них послабления в таком важном поклонении, как пост.


Ввиду того, что медицинские работники могут осуществлять свою работу в таких серьёзных условиях, лишь имея крепкий иммунитет, который зависит и от полноценного питания и питьевого режима, Шариат не только даёт им право не поститься, но в некоторых случаях даже обязывает их не соблюдать это обязательное предписание. Однако посты, пропущенные в силу подобных обстоятельств, необходимо будет возместить до наступления следующего Рамадана при более благоприятных условиях. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани; «Мугни аль-Мухтадж»)
 

3. Когда выплатить мудды (штраф) тем, кто не может соблюдать пост?

Мухаммад ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» говорит: «Те, кто не обязан соблюдать пост вследствие хронической болезни, старости, также беременности и грудного кормления из-за боязни за здоровье ребёнка, должны выплатить мудд (выкуп, равный 576 граммам). При этом нельзя выплачивать его предварительно, за два дня и более. То есть можно выплачивать мудд определённого дня в этот же день или в предыдущую ночь этого дня».
 «Если отложить выплату мудда до следующего года, к нему по этой причине ничего не добавляется».

Заключение:

Лица, не соблюдающие пост Рамадана по уважительной причине, могут выплатить мудды в конце месяца вместе с закятом уль-фитр.
 

 

4. Можно ли мусульманину за деньги работать на кладбище христиан (огораживать могилы, делать сварку и т. д.)?

Имам Закария аль-Ансари в своей книге «Асна аль-Маталиб» пишет: «Мусульманину можно заключить договор найма на работу с немусульманином, в котором иноверец выступает в роли работодателя, так как сподвижник и четвёртый праведный халиф Али رضي الله عنه заключил такой договор с немусульманином», согласно которому он должен был доставать воду из колодца, и при этом Али رضي الله عنه получал за каждое ведро воды по одному финику, и Посланник Аллаха ﷺ одобрил это.


Имам аз-Заркаши пишет: «Однако следует иметь в виду, чтобы дозволенность такого рода деятельности ограничилась работами, не унижающими достоинство мусульманина. А что касается таких видов работ, как удаление им нечистот неверного, когда ущемляется честь мусульманина, то в этом случае работать за плату на иноверца не дозволяется».

Заключение:

В вашем случае можно оказывать данный вид услуги, так как в этом нет никакого унижения по отношению к вам, вы не способствуете совершению греха, а сам вид подобной деятельности разрешён верующему.
 

 

5. Является ли нежелательным или греховным лечь спать перед наступлением времени намаза, если велик риск его проспать? 

Мухаммад ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет: «Спать до наступления времени намаза не запрещено, даже если есть большая вероятность не проснуться до истечения времени этого намаза, так как он (намаз) не вменяется в обязанность до наступления своего времени».


Саид ад-Давани в своей книге «Бушра аль-Карим» говорит: «В отличие от сна после наступления времени намаза спать до его времени можно, так как в этом нет даже нежелательности (карахат)».
 

 

6. Можно ли совершать таравих-намазы, если есть пропущенные фарз-намазы?

Отвечая на подобный вопрос, имам ар-Рамли в своей книге «Фатава ар-Рамли» пишет: «Если обязательные (фарз) намазы пропущены по уважительной причине, то разрешается совершать таравих-намаз, а если по небрежности – то нельзя, так как возмещение обязательных намазов должно быть безотлагательным».


Учёный мазхаба имама Абу Ханифы Ибн Абидин в своей книге «Радд аль-Мухтар» приводит текст из книги «Аль-Музмарат»: «Человеку предпочтительнее и важнее заниматься возмещением обязательных намазов (фарз), чем совершать желательные намазы, кроме ратибат-намазов, намаза-духа и намаза-тасбих и тех, которые упомянуты в хадисах, например, намаз приветствия мечети (тахият).

Заключение:

Тому, кто пропустил обязательные намазы по неуважительной причине, необходимо безотлагательно возмещать их, даже в коллективных таравих-намазах. А если фарз-намазы были пропущены по уважительной причине, то возмещать их можно не в срочном порядке, следовательно, можно совершать таравих и другие суннат-намазы.