1. Есть ли польза для верующего, если его похоронить рядом с авлия (любимцем Аллаха ﷻ), или вред – если рядом с неверным?
Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее: «Согласно тому, что было установлено учёным аль-Мухиббом ат-Табари, является запретным перевозить умершего в другой город, если только покойный не будет находиться вблизи Мекки, Медины, Байт аль-Макдиса (Иерусалима) или же местности, где похоронены праведники.
Группа учёных говорит: «Следуя этому, будет предпочтительнее похоронить умершего вблизи праведников, чем с родственниками в его городе, так как польза, которую он получает от праведников, больше, чем та, которую он получает от своих родственников. В перечисленных случаях перевозить умершего для погребения в подобных местах нет запрета (харама), как нет и нежелательности. Напротив, перевозить в эти места будет желательно из-за их достоинства» («Тухфат аль-Мухтадж»).
В своей книге «Умдату аль-Кари шарх сахих аль-Бухари» Бадруддин аль-Айни, комментируя хадис о пророке Мусе (Моисей) عليه السلام, пишет следующее: «Муса عليه السلام попросил Всевышнего Аллаха дать ему возможность приблизиться к Байт аль-Макдису (Иерусалим), чтобы быть захороненным там, из-за достоинства пророков и праведников, похороненных там. Он предпочёл пребывать с ними после смерти так же, как желал этого при жизни».
Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж шарх сахих Муслим» пишет следующее: «В том, что Муса عليه السلام пожелал, чтобы его похоронили в Байт аль-Макдисе, усматривается желательность захоронения в превосходных и благословенных местах, также вблизи мест погребения праведников. А Аллах ﷻ – Всезнающий».
Имам аль-Хафиз Абду аль-Хакк аль-Ишбили аль-Малики в своей книге «Аль-Акибат фи зикри аль-Мавт» пишет: «Желательно опекуну отвезти своего усопшего родственника к могилам праведников и местам захоронения благочестивых людей и похоронить его рядом с ними, стремясь получить от них благодать и помощь посредством их приближённости ко Всевышнему Аллаху и отдалить усопшего от могил плохих людей, соседство с которыми может причинить вред покойнику, наблюдающему их страдания».
Аль-Манави в своём труде «Файд аль-Кадир» пишет: «Степень страданий покойного от соседства с умершим, испытывающим могильные наказания, зависит от степени кары нечестивца, его мучений или исходящего от него зловония или мрака и т. п.».
Заключение:
Из приведённых выше и других источников ясно, что умерший получает пользу или вред от похороненных рядом праведников или же грешников. Обычаем прежних праведников было то, что они завещали хоронить себя вблизи благочестивых людей, веря в обретение пользы и благодати от них.
2. Освобождаются ли от соблюдения поста медработники, которые лечат или ухаживают за больными коронавирусной инфекцией?
Учитывая, что медработники, лечащие коронавирусных больных или ухаживающие за ними, облачены в противочумные костюмы, способствующие обезвоживанию организма, пребывают в непроветриваемых помещениях, испытывают физические (больных приходится поднимать, переворачивать) и моральные нагрузки (наблюдают тяжелобольных и безнадёжных пациентов), сами подвергаются опасности заболеть, Шариат допускает для них послабления в таком важном поклонении, как пост.
Ввиду того, что медицинские работники могут осуществлять свою работу в таких серьёзных условиях, лишь имея крепкий иммунитет, который зависит и от полноценного питания и питьевого режима, Шариат не только даёт им право не поститься, но в некоторых случаях даже обязывает их не соблюдать это обязательное предписание. Однако посты, пропущенные в силу подобных обстоятельств, необходимо будет возместить до наступления следующего Рамадана при более благоприятных условиях. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани; «Мугни аль-Мухтадж»)
3. Когда выплатить мудды (штраф) тем, кто не может соблюдать пост?
Мухаммад ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» говорит: «Те, кто не обязан соблюдать пост вследствие хронической болезни, старости, также беременности и грудного кормления из-за боязни за здоровье ребёнка, должны выплатить мудд (выкуп, равный 576 граммам). При этом нельзя выплачивать его предварительно, за два дня и более. То есть можно выплачивать мудд определённого дня в этот же день или в предыдущую ночь этого дня».
«Если отложить выплату мудда до следующего года, к нему по этой причине ничего не добавляется».
Заключение:
Лица, не соблюдающие пост Рамадана по уважительной причине, могут выплатить мудды в конце месяца вместе с закятом уль-фитр.
4. Можно ли мусульманину за деньги работать на кладбище христиан (огораживать могилы, делать сварку и т. д.)?
Имам Закария аль-Ансари в своей книге «Асна аль-Маталиб» пишет: «Мусульманину можно заключить договор найма на работу с немусульманином, в котором иноверец выступает в роли работодателя, так как сподвижник и четвёртый праведный халиф Али رضي الله عنه заключил такой договор с немусульманином», согласно которому он должен был доставать воду из колодца, и при этом Али رضي الله عنه получал за каждое ведро воды по одному финику, и Посланник Аллаха ﷺ одобрил это.
Имам аз-Заркаши пишет: «Однако следует иметь в виду, чтобы дозволенность такого рода деятельности ограничилась работами, не унижающими достоинство мусульманина. А что касается таких видов работ, как удаление им нечистот неверного, когда ущемляется честь мусульманина, то в этом случае работать за плату на иноверца не дозволяется».
Заключение:
В вашем случае можно оказывать данный вид услуги, так как в этом нет никакого унижения по отношению к вам, вы не способствуете совершению греха, а сам вид подобной деятельности разрешён верующему.
5. Является ли нежелательным или греховным лечь спать перед наступлением времени намаза, если велик риск его проспать?
Мухаммад ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет: «Спать до наступления времени намаза не запрещено, даже если есть большая вероятность не проснуться до истечения времени этого намаза, так как он (намаз) не вменяется в обязанность до наступления своего времени».
Саид ад-Давани в своей книге «Бушра аль-Карим» говорит: «В отличие от сна после наступления времени намаза спать до его времени можно, так как в этом нет даже нежелательности (карахат)».
6. Можно ли совершать таравих-намазы, если есть пропущенные фарз-намазы?
Отвечая на подобный вопрос, имам ар-Рамли в своей книге «Фатава ар-Рамли» пишет: «Если обязательные (фарз) намазы пропущены по уважительной причине, то разрешается совершать таравих-намаз, а если по небрежности – то нельзя, так как возмещение обязательных намазов должно быть безотлагательным».
Учёный мазхаба имама Абу Ханифы Ибн Абидин в своей книге «Радд аль-Мухтар» приводит текст из книги «Аль-Музмарат»: «Человеку предпочтительнее и важнее заниматься возмещением обязательных намазов (фарз), чем совершать желательные намазы, кроме ратибат-намазов, намаза-духа и намаза-тасбих и тех, которые упомянуты в хадисах, например, намаз приветствия мечети (тахият).
Заключение:
Тому, кто пропустил обязательные намазы по неуважительной причине, необходимо безотлагательно возмещать их, даже в коллективных таравих-намазах. А если фарз-намазы были пропущены по уважительной причине, то возмещать их можно не в срочном порядке, следовательно, можно совершать таравих и другие суннат-намазы.