Краткое сказание об асхабах аль-Кахфи (отроках пещеры)

После смерти Абу Бакра رضي الله عنه сподвижники поручили дела верующих второму халифу – Умару ибн аль-Хаттабу رضي الله عنه.

статья опубликована в номере: 10 (599) / от 15 мая 2020 (Рамадан 1441 г.)
91

Однажды к халифу Умару رضي الله عنه пришли трое учёных из племени иудеев. Они сказали, что пришли задать ему вопросы. «Если ты сможешь ответить, значит, твоя религия истинная и поистине Мухаммад ﷺ – посланник Всевышнего Господа. Если же ты не сможешь ответить на наши вопросы, тогда мы не уверуем в вашего Пророка ﷺ, и твоя религия – неверная», – заявили они.

 

Умар رضي الله عنه согласился, сказав, что готов ответить. «Скажи нам, – начали они, – что является замком, который запирает небеса, и что является ключом к нему? И кому принадлежит могила, которая бродила с человеком, находившимся в ней?» Далее они спросили: «Кто предупредил об опасности своё племя, а это были не люди и не джинны? Кто те пятеро, которые появились на свет без родителей? Скажи нам, каков смысл тасбихов (слов прославления Господа) птицы дурраж, петуха, лошади, лягушки, осла и жаворонка?» 


Когда иудеи закончили задавать вопросы, Умар رضي الله عنه задумался, а затем сказал: «Я не совершу большого проступка, если признаюсь, что не знаю ответов на эти вопросы, и думаю, нет позора, если я спрошу того, кто их знает».


Обратите внимание на знания, разум и чистоту деяний праведного халифа! Тот, кто будет стараться брать с него пример, никогда не пожалеет об этом. Да поможет Аллах I!
Даже если написать книгу об этом примере, она не даст полного разъяснения. Если и прочитает разъяснение тот, у кого сердце нездорово, пользы от этого ему будет не больше, чем мухе от камня.


Слова Умара رضي الله عنه иудеям не понравились, и они, огорчившись, собрались уйти. «Этот ваш Мухаммад ﷺ не был пророком, а Ислам не является истинной религией», – заявили они. Тогда сподвижник Пророка ﷺ Салман аль-Фариси رضي الله عنه вскочил и сказал иудеям, чтобы они набрались терпения, а сам словно ветер помчался к зятю Пророка ﷺ Али رضي الله عنه рассказать о том, что произошло между иудеями и халифом Умаром رضي الله عنه.


Узнав о случившемся, Али رضي الله عنه поспешил к иудеям – подобно проголодавшемуся, которого пригласили на трапезу. Увидев Хайдара رضي الله عنه (одно из прозвищ Али رضي الله عنه – «лев»), Умар رضي الله عنه очень обрадовался, обнял его и с почтением сказал: «О Абу-ль-Хасан رضي الله عنه, ты пришёл, как всегда, вовремя!» Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه повернулся к иудеям и уверенно сказал, что готов ответить на любые вопросы. И тогда они повторили их.


Али رضي الله عنه поставил перед ними условие, что они примут Ислам, если он ответит так, как об этом сказано в Таврате (Торе). Иудейские учёные согласились и дали слово принять Ислам. А затем Али رضي الله عنه по порядку ответил на все вопросы, чем очень удивил их. 


«Замок, запирающий небеса, – это ширк (придание Единому Богу сотоварища), – сказал Хайдар رضي الله عنه, – поскольку он не позволяет мольбе подняться на небеса.
Ключ, который отворяет небеса, – это произнесение шахады (слова свидетельства о единстве Бога и признание Его посланника) устами, признавая сердцем. Утверждение, что нет божества, кроме Аллаха ﷻ, и Мухаммад ﷺ – Его пророк, и есть ключ». 


Иудеи обменялись взглядами, приговаривая: «Этот юноша ответил верно». 
«Могила, путешествовавшая с человеком, – это кит, который с пророком Юнусом عليه السلام в своей утробе побывал в семи морях», – продолжил Али رضي الله عنه. 


«Племя не людей и не джиннов – пророка Сулаймана عليه السلام предупредил об опасности муравей», – сказал он далее и прочитал аят Корана. 
У иудеев не нашлось слов, чтобы что-то сказать. 


Затем он перечислил тех пятерых, которые появились на свет без родителей: Адам عليه السلام и Хава (Ева), верблюд пророка Салиха عليه السلام, баран Ибрахима (Авраама) عليه السلام, трость Мусы (Моисея) عليه السلام.


«Тасбих птицы дурраж – “Милостивый Аллах сотворил Арш и подчинил его Своим могуществом”, – продолжал Али عليه السلام. – Тасбих в пении петуха – “Поминайте Аллаха ﷻ, о вы, отвлечённые от Него”. Ржание лошади правоверного, отправляющегося на джихад, – это мольба, смысл которой: “О Аллах ﷻ, помоги рабам Твоим верующим победить неверующих”.

 

Рёв осла означает, что сборщики налогов прокляты Всевышним, а ревёт он при виде иблиса (сатаны). Тасбих лягушки – “Пречист Господь, воистину, Он достойный поклонения, Которого восхваляют и в морской пучине”». И напоследок он объяснил смысл тасбиха жаворонка: эта птица произносит проклятие Всемогущего тем, кому ненавистна умма (община) Мухаммада ﷺ.


После этого двое иудейских учёных признали истину и с радостью произнесли шахаду. А третий вскочил и заявил, что у него есть ещё один вопрос. Али رضي الله عنه сказал: «Спрашивай о чём хочешь». – «Кто был оживлён после трёхсот девяти лет смерти?» – спросил он. «Это асхабы аль-Кахфи, о которых Всевышний поведал в Коране», – ответил Али رضي الله عنه. Но иудей потребовал рассказать о них подробнее от начала до конца.

 

И Али رضي الله عنه рассказал, назвав их имена, имена их родителей, сообщил, что случилось у них с царём, ничего не упуская. Затем Али رضي الله عنه спросил иудея: «То, что я рассказал, соответствует ли приведённому в Таврате?» Тот ответил с заслуженной похвалой: «Ты не прибавил и не убавил ни одной буквы». В итоге те трое иудеев, по милости Всевышнего, вступили на Путь истины.

(Продолжение следует)

Из книги «История пророков» шейха Саида-афанди аль-Чиркави

Также в рубрике

Зубайр ибн аль-Аввам رضي الله عنه

Зубайр ибн аль-Аввам ибн Хувайлид ибн Асад ибн Абд уль-узза ибн Кусаю ибн Киляб аль-Кураши аль-Асади, Абу

Абу Убайда ибн аль-Джаррах رضي الله عنه

Абу Убайда ибн Амир ибн Абдуллах ибн аль-Джаррах аль-Кураши аль-Фихри رضي الله عنه родился в 40-м году по хиджре

Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه

Сподвижники Пророка ﷺ Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хишам ибн Абду Манаф ибн Кусаю приходится

Усман ибн Аффан رضي الله عنه

Усман ибн Аффан, Обладатель двух сияний, родился в Мекке через шесть лет после знаменитого Года слона.