20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Пророк в чреве кита

Краткое сказание о пророке Юнусе عليه السلام

Подобно птенцу, который вылупляется из яйца без перьев, Юнус عليه السلام вышел из утробы Нуна. Одежда с него полностью слезла, даже мяса на нём не осталось – одни кости. 


Господь вырастил для него тыквенное дерево, и Юнус عليه السلام устроился в тени его листьев. Время от времени к нему приходила газель, он доил её, и это молоко служило ему пропитанием. Так проходили дни.


Однажды, пробудившись ото сна, Юнус عليه السلام обнаружил, что дерево высохло, родник, который был рядом, иссяк, а газель перестала приходить. Потеряв то, что скрашивало его существование, он сильно опечалился. И тогда он получил от Аллаха ﷻ откровение, в котором говорилось, чтобы он не грустил. «Твой народ пришёл в Ислам, иди к нему», – было велено ему Всевышним.


Юнус عليه السلام пустился в путь к Нинаве. Встретив по дороге пастуха, он подошёл к нему. «Не найдётся ли молока для меня?» – спросил он его. Пастух, подоив овцу, дал ему попить. После этого они разговорились, и Юнус عليه السلام спросил его, откуда он.

 

Пастух ответил: «Из Нинавы». Пророк عليه السلام стал расспрашивать его о жителях города, и тот рассказал, что народ, уверовав в единственного Бога, следует велениям Всевышнего, отвратившись от всего дурного. Тогда Юнус عليه السلام спросил его: «Ты бы хотел пойти к ним с радостной вестью о том, что Юнус عليه السلام жив?» – «Поверит ли мне народ?» – усомнился пастух, задумавшись. «Возьми с собой овцу, которую ты подоил, она будет свидетельствовать, что я жив», – предложил Юнус عليه السلام. 


После этого пастух, быстро, словно ветер из Шама, прибыл с овцой в Нинаву с благодатью. С радостной вестью отправился он к царю. «Юнус عليه السلام жив!» – возвестил пастух и поведал о том, что случилось. Но люди обвинили его во лжи. Тогда, указав пальцем на овцу, он сказал, чтобы спросили её. Овца засвидетельствовала, что Юнус عليه السلام выпил её молока, и подтвердила, что он жив.


У людей не осталось сомнений, они поверили сказанному. С радостью царь и народ отправились за пастухом. 
Они добрались до поля, где Юнус عليه السلام оставался со стадом, и нашли его совершающим намаз. Взяв землю из-под его ног, они стали посыпать ею свои головы, чтобы получить благодать. Найдя Юнуса عليه السلام, которого считали пропавшим, люди от радости подняли его на руки. Он научил их исполнять обязательное и остерегаться запретного и рассказал, что является дозволенным и что запретным (халяль и харам), и они стали исполнять всё должным образом.


Однажды, когда пророк عليه السلام сидел среди людей, к нему пришёл незнакомец. Он рассказал, что в его сеть, закинутую в реку Тигр, попал красивый мальчик, и он вытащил его. Когда он описал этого мальчика, Юнус عليه السلام радостно воскликнул, что это его сын. Тот человек привёл мальчика и показал отцу. И благодаря мудрому промыслу Всевышнего они встретились.


После этого явился другой человек и тоже рассказал посланнику Господа عليه السلام свою историю. Он поведал, что видел убегающего волка, который нёс на спине красивого мальчика, и что он отбил его у хищника. Услышав рассказ, Юнус عليه السلام сразу сказал, что и это его сын. Так Господь вернул обоих его детей.


Затем пришёл третий человек, который назвался торговцем, и рассказал свою историю: «Когда я шёл на базар, то на берегу Тигра увидел женщину в старой одежде, и видно было, что она еле спаслась, выбравшись на берег из воды. И я привёл её домой, дал одежду, еду, и забочусь о ней ради довольства моего Господа». Услышав это, пророк عليه السلام сказал, что она его жена и мать его детей.


Так семья Юнуса عليه السلام полностью воссоединилась, и жители Нинавы были счастливы тем, что среди них пребывал пророк عليه السلام со своей семьёй. 


Рассказывается, что долгое время он жил среди них. Позже он переехал в город Куфу (Ирак) и там покинул этот бренный мир. Согласно другой версии, его похоронили на окраине города Сайдан (арабск. «сайда» – «рыбный промысел», в древности Сидо́н – третий по величине город Ливана). Говорят, что там находится его могила, куда приходит много людей для получения благодати. Ещё говорится, что того пастуха, который принёс радостную весть о пророке Юнусе عليه السلام, царь посадил на трон. 


В Коране лишь народ пророка Юнуса عليه السلام упоминается как раскаявшийся прежде, чем его могла настигнуть беда. И среди общин предыдущих пророков только его община приняла истинную веру в Единого Господа, оставив поклонение идолам, пока её не настигли несчастья и беды.


Всевышнего Аллаха, Того, Кто говорил с Юнусом عليه السلام на дне моря, с Хабибом (Мухаммадом) ﷺ над Аршем, с Мусой عليه السلام на горе Туру Сайна, не могут ограничить стороны и места. Он Тот, Кто видит без глаз, слышит без ушей, Чьё знание не имеет начала, Он – Господь Всемогущий, Тот, Кто знал о созданиях Своих всё до их создания и Чья воля исполняется одним лишь желанием («Будь!»). Он Тот, Кто обещал ответить на мольбу раба, произнесённую искренне, от чистого сердца. А кого поминание Всевышнего (зикру) отвлекло от мольбы к Нему, тому Он даст вдвое больше. 

Из книги «История пророков» шейха Саида-афанди аль-Чиркави