Корысть: избавляться или нет?

Скажите, мусульманин – корыстный человек? Возмутительный вопрос. Как можно приписывать такое порицаемое качество человеку, который верит в Аллаха I и Судный день?! И всё же мусульмане бывают корыстными. Или должны быть такими?

статья опубликована в номере: 10 (599) / от 15 мая 2020 (Рамадан 1441 г.)
87

Широко известно изречение Пророка Мухаммада ﷺ: «Работай для нынешней жизни так, как будто ты будешь жить вечно; и работай для следующей жизни так, как будто ты умрёшь завтра» (аль-Байхаки).
Кроме напоминания о конечности земного пути, эти глубокие слова напоминают нам о наполнении жизни трудом. То есть усилием по достижению полезных целей для обоих миров. 


А польза и выгода, по-другому, и есть корысть. Она означает естественную заинтересованность человека в результате. И, значит, чувство корысти не постыдно само по себе. Значение имеет та область, в которой человек ищет свою корысть, имеет свой интерес. 


Тут начинается любопытный момент. Ислам не делит чувства и эмоции людей на однозначно положительные и однозначно отрицательные. Все внутренние ощущения и состояния созданы Всевышним Господом как свойства нашей натуры. Поэтому оценка даётся не свойству, но тому, как человек его применяет. Ибо нет плохих или хороших чувств, есть плохие или хорошие устремления. Так, один занимается накоплением имущества, другой – накоплением хороших дел. Оба запасаются, но как по-разному! 


Религия указывает такие пути для проявления людских чувств, что делают их безопасными на земле и поэтому облегчат ответ за них в Вечности.

 

Какая бывает корысть?

Итак, человеку присуще своекорыстие. Это естественная заинтересованность в разрешении заботящей его ситуации. Но эту заинтересованность человек может реализовать через благо или через вред. Исходя из этого, его корысть становится либо праведной, либо, наоборот, вредной. А какая она у мусульманина? 
Если он с головой ушёл в мирские дела, нерадив или вовсе пренебрегает поклонением, то неизбежно ослабляет свою Веру, становится лёгкой добычей для шайтана (сатаны). Тогда он может забывать, что Аллах ﷻ ежеминутно видит его, а два ангела без остановки заполняют его Тетрадь деяний. Оказавшись в губительной забывчивости о главном, но помня только свой земной интерес, этот человек не побоится замахнуться на грех – пойдёт по головам, кого-то обманет, кого-то подставит. Очевидно, что его корысть окажется неправедной, сопряжённой с грехом. 


В противоположность этому следование Законам Творца приводит мусульманина к пониманию, что работа для этой жизни и работа для Вечности – неразрывны. Поэтому главной для него становится духовная польза любого дела. Тогда это праведная корысть. И она нацеливает верующего максимально правильно использовать его земные возможности. Например, такие:

 

1. Время

Духовная польза, извлекаемая человеком из времени жизни, в том, чтобы неустанно помнить о Творце. Пророк Мухаммад ﷺ объяснял, что человек, постоянно помнящий о Творце, удостаивается Его постоянной помощи и защиты. Поэтому нам предписано обязательное религиозное поклонение (намаз, пост и пр.), глубинный смысл которого – в поминании Всевышнего. 


Вместе с тем любую минуту жизни можно и нужно (!) использовать для укрепления духовной связи с Создателем. Взять, например, привычные зикры (слова поминания и прославления Аллаха ﷻ). Не будучи обязательными, они, тем не менее, имеют большой вес и не должны игнорироваться. Минута, необходимая для произнесения даже некоторых из зикров, пролетает мгновенно. Однако, украшенная поминанием Творца, она будет качественно другой. И неизвестно – вдруг последней…

 

2. Отношения

Извлечение духовной пользы из отношений с людьми возможно при условии, что ради Аллаха ﷻ мы удерживаем себя от нарушения хоть чьих-то прав. 
Все мы – создания Всевышнего. Никому из нас Он не желает зла и угнетения. Поэтому не любит, когда одни Его создания притесняют другие. А тому, чего Всевышний не любит, грозит Его Гнев. 
Поэтому разумный человек постарается «обезопасить» свои отношения с людьми искренней готовностью нести окружающим добро и пользу. Это может иметь очевидную форму: оказывать посильную помощь, давать нужные советы и др. А также скрытую: молиться о ком-то, сохранять чужие тайны, прощать и пр. А ещё многим людям можно принести пользу простым невмешательством в их дела. 

 

3. Условия

Всемогущий Господь даёт человеку широкие возможности – физические, финансовые, духовные, интеллектуальные и пр. Важно это ценить и постоянно благодарить Его за эти блага. Ибо Аллах ﷻ обещает в Коране, что благодарным рабам Он умножит Свои Милости. Разумеется, отношения с Творцом миров не должны пониматься как «товарно-выгодные». Но иметь в них праведную корысть даже похвально. Для этого необходима глубинная признательность Всевышнему за всё, что Он даёт или не даёт (ведь отсутствие чего-то – это тоже возможность, просто другая). Кроме благодарности на языке, у человека в сердце должно быть честное стремление жить по Законам Творца. В первую очередь – использовать возможности, даруемые Господом, только на дозволенные цели.


Для здравого человека иметь живой интерес к своим делам абсолютно нормально. Главное, быть разборчивым в том, чем заниматься, – чтобы естественная забота о результате оказалась праведной для обоих миров. Аминь. 

Гузель Ибрагимова
 

Также в рубрике

Награда, подобная хаджу

Хадж – пятый столп Ислама, объединяющий в себе все основные виды поклонения: намаз, пост, жертвоприношение,

5 секретов крепкой семьи

Каждый год 8 июля Россия отмечает особенный праздник – День семьи, любви и верности. Официально он был

Дельфин и Русалка

Я «выживший» в браке, но так и не взявший Оскар. На моём горизонте отныне лишь безысходность и тлен. Моя

Исламская семья – это райский сад!

Семья является самой малой единицей общества, которая образуется в результате бракосочетания между