16 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Социология – открытие XIV века

Социология, наука об обществе, согласно источникам вроде «Википедии» или Британской энциклопедии, впервые была выделена в отдельную дисциплину в XIX веке французским философом Эмилем Дюркгеймом. Но так ли это?

А вот и нет

27 мая 1332 года в Тунисе родился Абд аль-Рахман ибн Мухаммед ибн Халдун. Именно он описал социологию как науку и определил основные её принципы на примере исторических событий. 
Семья Ибн Халдуна поселилась в Севилье после мусульманского завоевания Испании и занимала определённое место в политической и интеллектуальной жизни города. Но незадолго до христианского завоевания она уехала и в итоге обосновалась в Тунисе. 


В Тунисе Ибн Халдун изучал традиционные религиозные науки, включая право в соответствии со школой имама Малика, историю, географию и литературу. Учитывая, что его дед был хаджибом эмира Абу Фариса, правителя Бужи, одного из крупных городов Ифрикии, можно было бы с уверенностью предположить, что и мальчика ждала должность политика. Но в 1348 году умерли от чумы, охватившей весь север Африки (и Европу), родители Ибн Халдуна, и он был вынужден сам устраивать свою жизнь.

 

Первые шаги

В 1352 году правитель Туниса Хафсид назначил Ибн Халдуна на незначительную должность в канцелярии. Как позже напишет учёный в своих мемуарах, «моей обязанностью было выводить слова «слава Аллаху I и благодарение Ему» на официальных документах». У юноши не было ни связей, ни денег для иной должности, и вскоре он ушёл в Фес, чтобы присоединиться к своему учителю аль-Абили.

 

Во время своего пребывания в Фесе (1354–1362) Ибн Халдун преследовал свои научные интересы и активно участвовал в политической жизни при дворе Меринидов (берберская династия правителей Марокко). Подозреваемый в заговоре против правителя, он был заключён в тюрьму в 1357 году на 22 месяца. При новом правителе он занимал должность личного секретаря, а потом и верховного судьи, но вновь впал в немилость. Ибн Халдун попросил разрешения покинуть Фес и вернуться в Тунис, но ему отказали. Тогда он попросил разрешения поехать в Андалузию. 

 

Интриги 

В Гренаде учёного ждал королевский приём: молодой правитель Мухаммед V рад был получить такого советника. В 1364 году Мухаммед V отправил Ибн Халдуна в Севилью с миссией к Педро I, королю Кастилии. Ибн Халдун отклонил провокационное предложение Педро о восстановлении имущества его предков, если он поступит на королевскую службу. Однако он с радостью принял деревню, которую ему подарил султан Гранады, и почувствовал себя снова в безопасности. 


Но несмотря на то, что в своей деятельности он защищал интересы Мухаммеда V, вскоре в правительственных кругах стал зреть заговор против него. Ибн Халдун был вынужден покинуть Гранаду, хотя и с официальными почестями, в 1365 году.


Ибн Халдун принял приглашение Хафсида, правителя Буги, и стал его министром. Когда правитель был побеждён и убит своим двоюродным братом год спустя, Ибн Халдун поступил на службу к его преемнику, но вскоре ушёл в результате придворных интриг. Следующие 9 лет стали самыми бурными в его жизни. Разочарованный, он старался держаться подальше от политики и проводил большую часть времени в исследованиях и преподавании в Бискре и в Фесе. В 1375 году он ненадолго вернулся в Гранаду, но был выслан.

 

Написание «Мукаддима»

Вскоре после этого Ибн Халдун поселился в центральной части Алжира, где провёл более трёх лет в полном уединении под защитой местных племён. Он намеревался написать историю современного Магриба и начал введение, излагая идеи о критической историографии. Но предисловие к историческому трактату переросло в общую теорию истории, или науку о цивилизации, как он её назвал. 


В 1379 году он вернулся в Тунис с разрешения нового правителя Хафсида, чтобы воспользоваться книгами и архивами для своей работы. Под покровительством правителя он написал историю Магриба и разделы истории Востока. Его влияние на правителя и популярность среди студентов вновь спровоцировали придворные интриги, и в 1382 году он уехал в Египет под предлогом паломничества в Мекку.


Последние два десятилетия своей жизни Ибн Халдун жил в Каире. Шесть раз он был назначен главным судьёй Малики. Но большую часть своего времени уделял преподаванию и исследованиям. Учёный завершил свою историю и продолжил улучшать её. Он совершил паломничество в Мекку. 


Султан Фарадж попросил Ибн Халдуна сопровождать его в экспедиции в Дамаск. 
Султан оставался в Дамаске только на две недели, так как ему пришлось уехать из-за слухов, что восстание в Каире ещё не закончилось. Ибн Халдун и его советники остались в Дамаске, у стен которого разбил лагерь Тамерлан. Ибн Халдун предложил правителям Дамаска рассмотреть условия Тамерлана. Задачей другого судьи, Ибн Муфлиха, было обсудить условия с Тамерланом. Когда Ибн Муфлих вернулся из лагеря Тамерлана, он озвучил тот факт, что условия неприемлемы для жителей Дамаска.  Ибн Халдун счёл необходимым встретиться с Тамерланом лично. 


Ибн Халдун взял с собой несколько подарков для Тамерлана, и они были хорошо приняты. Учёный оставался в лагере Тамерлана тридцать пять дней, они беседовали через переводчика Абд аль-Джаббар аль-Хорезми (ум. в 1403). Учётная запись Ибн Халдуна – единственная доступная подробная учётная запись бесед с великим завоевателем. Темы, которые они обсуждали, были разнообразными. Как об этом пишет в своей биографии учёный, они были следующими:
– О происхождении Магриба.
– О героях в истории.
– О грядущем.
– Об Аббасидском халифате.
– Об амнистии и безопасности.
– О намерении Ибн Халдуна остаться с Тамерланом. 
Ибн Халдун достаточно впечатлил победителя, чтобы тот попросил его присоединиться к своему двору. Но учёный, достигнув поставленной цели и договорившись о более выгодных условиях капитуляции для жителей Дамаска, покинул лагерь Тамерлана. 
Ибн Халдун умер 17 марта 1406 года. Его семья, жена и дети, погибли в 1375 году во время путешествия из Гранады.

 

Так в чём же заслуга Ибн Халдуна?

Всё дело в его книге «Мукаддима», в которой он изложил самую раннюю общую теорию о природе цивилизации и об условиях её развития, намереваясь использовать её как инструмент для понимания и написания истории. Он считал постоянный конфликт между бедуином и высокоразвитым городским обществом решающим фактором в истории. Для него цивилизация – это городской феномен, который может быть реализован только благодаря локальной концентрации и сотрудничеству людей, объединённых строгим династическим правлением.

 

По его мнению, разделение труда, возникающее в результате сотрудничества, делает возможным не только развитие наук, но и производство удобств и предметов роскоши, выходящих за рамки элементарных потребностей жизни. Однако потворство роскоши вызывает деградацию и потерю групповой солидарности и, следовательно, приводит к распаду государства, а значит, и цивилизации.


История Магриба Ибн Халдуна представляет глубокое описание взлёта и падения династий и роли берберских и арабских племён. Это бесценный источник средневековой истории Северной Африки. 

________________________________
Али, Шаукат. Интеллектуальные основы мусульманской цивилизации. Лахор: Юнайтед, 1977.
Шмидт, Натаниэль. Ибн Халдун, историк, социолог и философ. Лахор: Универсальные книги, 1978.

Гуризада Камалова