Ему был обещан Рай

Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб бин Нуфайль бин Абд аль-Узза бин Райях бин Абдуллах бин Кирт бин Раззах бин ‘Удда бин Ка‘б родился по прошествии 13 лет от Года слона, за 40 лет до хиджры (исламского летоисчисления). Он рос в Мекке и воспитывался своим отцом аль-Хаттабом в языческой среде.

статья опубликована в номере: 10 (599) / от 15 мая 2020 (Рамадан 1441 г.)
269

Отец очень грубо обращался с Умаром и заставлял его выполнять трудную работу, а за нарушение или ненадлежащее исполнение очень строго наказывал. Его дед Нуфайл был уважаемым в Мекке человеком и выполнял роль судьи в решении конфликтных вопросов и улаживании разногласий между племенами.

Род Умара, Бану Удда, занимал среднее положение среди курейшитов. В доисламский период представители этого рода не достигали уровня Бану Хашим, Бану Умайя и Бану Махзум, но стояли выше остальных курейшитских племён. 


Умар в молодые годы выучил персидский язык и овладел боевыми искусствами, став одним из храбрых курейшитских воинов в доисламской Мекке. Он был высок ростом, широк в плечах и обладал недюжинной силой. Благодаря этим и другим благородным качествам Умар завоевал такой авторитет среди курейшитов, что на него были возложены обязанности их посла. 


Когда был послан Пророк Мухаммад ﷺ и некоторые из курейшитов и других жителей Мекки уверовали в него, Умар оставался неверным и причинял мусульманам очень много вреда. Он считал, что они променяли религию своих предков на Ислам и потому против них необходимо сражаться. 


Учитывая это, он стал одним из самых воинствующих противников Ислама, ибо в новой религии он видел только разрушение устоявшегося в Мекке веками порядка и думал, что она несёт погибель для этого города. Исламская религия разделила взгляды курейшитов, и для устранения этого, по мнению Умара, необходимо было избавиться от того, кто принёс в Мекку новую религию. 


Пророк ﷺ был в курсе всего этого, он был хорошо осведомлён о взглядах и планах Умара и очень желал, чтобы тот принял Ислам. Те, кто уже принял Ислам, считали это невозможным, но Пророк ﷺ думал иначе и настойчиво молил Всевышнего: «О Аллах ﷻ, укрепи Ислам Умаром ибн аль-Хаттабом» (Ибн Маджах, Ибн Хиббан, ат-Табарани).


Хотя Умар был ярым противником Ислама, в глубине души он сильно сомневался в своих взглядах. При виде разногласий среди курейшитов ему становилось так плохо на душе, что он намеревался покончить с источником этих разногласий. Однако сомнения, которые мучили его, не позволяли ему окончательно решиться на это. 


Во избежание вреда, который могли нанести язычники, Пророк ﷺ отправил своих последователей в Эфиопию для сохранения своей религии. После переселения мусульман Мекка обезлюдела, так как большое количество её жителей оставили город. Многие, в том числе Умар, чувствовали одиночество и беспокойство, их покинула радость. 


Размышляя над положением вещей в Мекке, он вспомнил времена, когда Мухаммад ﷺ был молод. Потом Умар подумал, как Мухаммад ﷺ, повзрослев, принёс новые порядки и стал навязывать их жителям Мекки, тем самым создав ситуацию, что друг поднимает оружие на своего друга. Он расколол общество, обязав богатых помогать бедным, и посеял вражду между братьями. 


Забыв о цели своего выхода из дома, он направился прямо к дому сестры и, подойдя к двери, услышал тихое бормотание. Войдя в дом, Умар спросил: «Что это было?», но ему никто не ответил. Умар настаивал на своём, пока не взял зятя за голову и не ударил. Тут к нему подошла сестра и, взяв его обеими руками за голову, сказала: «Как бы ты ни хотел иного, но это был Коран». 


Умар почувствовал стыд, увидев слёзы в её глазах, присел и сказал: «Дайте мне то, что вы читали». Сестра ему ответила, что к Корану нельзя прикасаться неочищенным (без омовения).


Тогда он совершил омовение, и после этого ему дали листок. Написанное оказало на сердце Умара такое огромное воздействие, что он почувствовал к прочитанному большое уважение. Потом он воскликнул: «Разве от этого бегут курейшиты?»


Затем он спросил сестру о местонахождении Посланника Аллаха ﷺ. Узнав, что Пророк ﷺ находится в доме аль-Аркама, Умар отправился прямо туда и постучал в дверь. Услышав его, все внутри притихли и прислушались. 
Хамза رضي الله عنه, дядя Пророка ﷺ, распорядился, чтобы ему открыли дверь. «Если он пришёл к нам с миром, мы его примем, а если окажется против нас, то мы его убьём», – сказал он. Услышав эти слова, к ним вышел Посланник Аллах ﷺ, и перед ним Умар произнёс слова свидетельства (шахаду), а все присутствующие произнесли такбир («Аллаху ﷻ Акбар» – «Аллах велик») так громко, что его услышали и в мечети.


После того как Умар принял Ислам, начался новый этап в распространении Ислама. Мусульмане, которые до этого скрывались в Мекке, после принятия Ислама Умаром رضي الله عنه и Хамзой رضي الله عنه стали открыто проповедовать свою религию, и Умар رضي الله عنه молился прямо рядом с Каабой, а другие мусульмане молились рядом с ним.


Когда Пророк ﷺ разрешил мусульманам переселиться в Медину, Умар رضي الله عنه одним из первых совершил хиджру. Вместе с Пророком ﷺ он принял участие в сражениях при Бадре, Ухуде и в других важных событиях. Также Умар رضي الله عنه принимал участие в многочисленных военных походах, а в некоторых из них был предводителем мусульманского войска. 


От Абу Зарра رضي الله عنه передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Поистине, Аллах ﷻ поместил истину на языке и сердце ‘Умара» (Аль-Хаким, «Аль-Мустадрак ‘аля ас-Сахихайн»).


В некоторых вопросах, когда между мусульманами возникали разногласия, в итоге выяснялось, что истина была на стороне Умара رضي الله عنه. Это касается и вопроса относительно пленных в сражении при Бадре. После этого Пророк ﷺ получил откровение, которое подтвердило мнение Умара رضي الله عنه. 


Поэтому Пророк ﷺ советовался с ним в важных вопросах, особенно политических. Наравне или выше его мнения Пророк ﷺ ставил только мнение Абу Бакра رضي الله عنه. 


Умар ибн Аль-Хаттаб رضي الله عنه был очень набожным, отрешённым от всего мирского человеком. Когда он получил участок земли в Хайбаре, то пришёл к Пророку ﷺ и спросил, что с ним делать. Пророк ﷺ посоветовал ему разделить и отдать этот участок в виде милостыни, и Умар رضي الله عنه так и сделал.


Умар Ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه был человеком, благодаря которому возвысился Ислам. Несмотря на то, что Умар رضي الله عنه ещё при жизни получил радостную весть о Рае, он продолжал оставаться благодарным Аллаху ﷻ, искренне соблюдал Его законы и жил с ощущением, будто Судный день наступит уже завтра.

Нурмухаммад Изудинов
 

Также в рубрике

Зубайр ибн аль-Аввам رضي الله عنه

Зубайр ибн аль-Аввам ибн Хувайлид ибн Асад ибн Абд уль-узза ибн Кусаю ибн Киляб аль-Кураши аль-Асади, Абу

Абу Убайда ибн аль-Джаррах رضي الله عنه

Абу Убайда ибн Амир ибн Абдуллах ибн аль-Джаррах аль-Кураши аль-Фихри رضي الله عنه родился в 40-м году по хиджре

Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه

Сподвижники Пророка ﷺ Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хишам ибн Абду Манаф ибн Кусаю приходится

Усман ибн Аффан رضي الله عنه

Усман ибн Аффан, Обладатель двух сияний, родился в Мекке через шесть лет после знаменитого Года слона.