29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Когда нельзя совершать намаз (сунна мутляка)

Всевышний Аллах возложил на Своих рабов обязательную пятикратную молитву и установил для каждой из них своё время. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «...Воистину, намаз предписан верующим в определённое время» (сура «Ан-Ниса», аят 103). Также Господь и Его Посланник ﷺ побудили нас совершать добровольные, желательные молитвы, некоторые из них связаны с определённым временем, другие – с определёнными причинами, а некоторые не связаны ни с чем (сунна мутляка).

Но есть в Исламе и такие периоды, когда запрещено совершать определённые намазы. Их пять. Три из них связаны непосредственно со временем: 


1) С момента, когда солнце начинает своё восхождение, до того как оно поднимется на размер копья (примерно 2,94 метра). 

2) В тот момент, когда солнце находится в зените, и до тех пор, пока оно не отклонится от него. Этот промежуток времени очень короткий, что не вмещает в себя намаз, но всё равно за это время возможно вступить в молитву, а это будет запрещено. Исключением является пятничный день, когда в это время можно совершать намаз. 

3) Момент, когда солнце близится к закату и имеет желтизну без ярких лучей, до полного захода солнца.
Доводом к запретности совершения намазов в эти промежутки времени служит хадис, переданный от Укбы ибн Амира аль-Джухани رضي الله عنه, в котором он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запрещал нам совершать намазы и хоронить мёртвых: с момента восхода солнца до тех пор, пока оно не поднимется; когда солнце находится в центре неба и до его отклонения; когда солнце приблизится к закату и до момента, как оно зайдёт полностью» (Муслим). 


На исключение пятничного дня указывает побуждение Пророка ﷺ, чтобы люди в этот день рано направлялись в мечеть и совершали молитвы вплоть до прихода имама, а также хадис, передаваемый от Абу Саида аль-Худри رضي الله عنه: «Пророк ﷺ запретил совершать молитву в полдень, пока солнце не отклонится, кроме пятничного дня» (Абу Давуд). 

Два из этих запретных промежутков времени связаны непосредственно с совершением обязательных молитв. 
4) После совершения утренней молитвы и до восхода солнца. 

5) После совершения предзакатной (аср) молитвы и до захода солнца. 

Доводом к этому служит хадис от Ибн Аббаса رضي الله عنه, который сказал: «Достойные люди, одним из которых я считал Умара رضي الله عنه, говорили при мне, что Пророк ﷺ запрещал молиться после (обязательной) утренней молитвы, пока солнце не поднимется, а также после совершения предзакатной молитвы до полного захода солнца» (аль-Бухари). 

 

Какие именно намазы запрещено совершать в это время? 

1) Желательный намаз, который не связан с какой-либо причиной (сунна мутляк), – это намаз, который можно просто взять и совершить, но именно в эти запретные промежутки его совершать запрещено (сюда же относится и намаз-тасбих). 


2) Запрет также действует на желательный намаз, причина совершения которого реализуется после его совершения. К таким намазам относятся намаз-истихара (испрашивается выбор), так как сначала совершается намаз, а потом уже осуществляется его причина. Намаз-ихрам (для вступления в обряды хаджа), так как тоже сначала совершается намаз, а потом паломник вступает в обряды. Ведь может произойти так, что причина эта не осуществится, например, человек не вступит в хадж после намаза-ихрам. 


Желательные намазы, если причины, по которым их совершают, опережают или сопутствуют намазу, совершать дозволено. Как, например, намаз-приветствие, его причина – вхождение в мечеть – опережает молитву. К дозволенным молитвам также относятся намаз после омовения, обхода Каабы, затмения солнца, прошения дождя, обета и т. п., сюда же входят земной поклон чтения (саджда тилява) и земной поклон благодарности (саджда шукру).


Что касается пропущенных намазов, будь они обязательные или желательные, их можно восполнять в эти отрезки времени.


Госпожа Умму Саляма رضي الله عنها (жена Пророка ﷺ) рассказывала: «Я слышала, что Пророк ﷺ запрещал совершать двухракаатную молитву после предзакатного намаза. Но как-то я увидела, что он совершает её в это время. Совершив предзакатный намаз (аср), он вошёл ко мне, у меня в это время находились женщины из племени Бану Харам из ансаров (жители Медины), и я заметила, как он вступил в молитву, тогда я отправила к нему служанку и сказала: «Встань сбоку от Пророка ﷺ и передай ему мои слова: «О Посланник Аллаха ﷺ, я слышала, что ты запрещаешь совершать два ракаата намаза в это время, но вижу тебя совершающим их».

 

Если он укажет рукой, то встань позади него. Служанка всё сделала так, как ей было велено, и Пророк ﷺ указал рукой, чтобы она ушла назад. Когда же он завершил молитву, обращаясь к Умму Саляма, сказал: «‘‘О дочь Абу Умайи, ты спросила меня о двух ракаатах после предзакатного намаза. Поистине, ко мне пришли люди из племени Абд аль-Кайс, и по этой причине я  не успел совершить два ракаата (суннат) после обеденной молитвы, и эти два ракаата были возмещением тех, которые я не совершил’’» (аль-Бухари).


Но важно заметить, что греховно специально планировать возмещение намазов именно в эти запретные отрезки времени, а также делать это постоянно. 


Совершение молитв, недопустимых в эти запретные отрезки времени, греховно, и они являются недействительными. 
Однако разрешено их совершать в эти промежутки времени на заповедной территории Мекки. Там можно совершать любой намаз и в любое время. 


 Передаётся от Джубайра ибну Мут’има رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О дети Абду Манафа! Не запрещайте никому совершать обход Каабы, а также молитву в любое время дня и ночи» (ат-Тирмизи, Абу Давуд).

АБдулла Абдулкеримов