29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.05.2020 (по Шафии)

1. Дозволено ли мусульманину красть (отбирать, присваивать) имущество немусульман? 2. Как омывать и хоронить людей, умерших от коронавируса или другого опасного инфекционного заболевания? 3. Какие установлены правила поведения при эпидемии? 4. Желательно ли читать молитву «Махдина» (кунут) во время эпидемии? 5. Можно ли мужу, который дал жене один или два развода, жить с ней во время срока идды? 6. Может ли жена потребовать развода по причине полового бессилия мужа?

1. Дозволено ли мусульманину красть (отбирать, присваивать) имущество немусульман?

Мусульманину запрещено красть имущество немусульман согласно хадису Пророка ﷺ, который передаёт Мугира бин Шуаба. Он, находясь до принятия Ислама среди немусульман, совершил убийство одного из них и забрал его имущество. С этим имуществом он пришёл к Пророку ﷺ и принял Ислам. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мы принимаем твоё Единобожие (свидетельствуем о нём), а то имущество, которое ты принёс, мы не принимаем, не нуждаемся в нём и не желаем быть соучастниками в эыытом (грехе)» (аль-Бухари).


Комментируя данный хадис, имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари» пишет, что Пророк ﷺ тем самым указал на недозволенность имущества, отнятого вероломно, кому бы оно ни принадлежало: мусульманам или немусульманам, так как люди строят свои отношения на доверии, а доверие нужно оправдывать как по отношению к верующим, так и к иноверцам.


Запрещено мусульманину, прибывающему в немусульманскую страну на постоянное место жительства или по туристической визе, воровать или присваивать что бы то ни было, так как ему разрешили въезд в страну на основании договора, предполагающего обоюдную безопасность, и он не имеет права на вероломство («Фатх аль-Бари», имам аш-Шафии – «Аль-Умм», «Равдат ат-Талибин»).
 

 

2. Как омывать и хоронить людей, умерших от коронавируса или другого опасного инфекционного заболевания?

Мусульманина, умершего в результате заражения коронавирусной или любой другой инфекцией, нужно омыть, укутать в саван, совершить над ним джаназа-намаз и похоронить, как любого другого человека, умершего не по причине заразной болезни. При этом, естественно, необходимо соблюдать все меры предосторожности.
Если у человека, омывающего покойника, есть опасение, что вирус может перейти на него, то Шариат разрешает ограничиться таяммумом (протиранием землёй лица и рук).


Но, учитывая, что современные средства защиты: спецодежда, маски и т. д. – обеспечивают безопасность окружающих и минимизируют риск заражения, делать таяммум, отказавшись от полноценного омывания водой, можно только в крайнем случае.
Кремация (сожжение) или другие методы, не соответствующие нормам Шариата, в Исламе категорически запрещены (харам) («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Аль-Минхадж», шарх (толкование) на «Сахих Муслим»).
 

 

3. Какие установлены правила поведения при эпидемии?

Покидать или посещать город, в котором свирепствует эпидемия, запрещено, если в этом нет крайней необходимости. То же касается и отдельных районов города, если вирус в них распространился сильнее. 
Если же в городе имеется нехватка врачей, медсестёр и т. д., то им можно и даже желательно отправляться в эпицентры заражения для оказания помощи и содействия больным. 


Пророк ﷺ сказал: «Если вы услышите, что в какой-либо местности распространилась чума (эпидемия), то не посещайте эту местность. А если она разразится в том месте, где вы находитесь, то не покидайте эту местность» (аль-Бухари).


Имам Ибн Раслян сказал: «Знайте, что у запрета входить в поражённый эпидемией город есть несколько причин. Во-первых, это избежание того, что может привести к плохим последствиям. Во-вторых, это забота о здоровье, от которого зависят блага мирской и загробной жизни. В-третьих, запрет установлен для того, чтобы люди не вдыхали заражённый воздух, который может стать причиной смерти. В-четвёртых, это для того, чтобы люди не соседствовали с заболевшими и не создавали причину для собственного заражения. Хадис о запрете входить в поражённый чумой город указывает на всё это». 


Передаётся от Аиши رضي الله عنها, что она рассказывала о том, как Пророк ﷺ сказал: «Чума – кара Всевышнего Аллаха, которая коснётся того, кого Он пожелает наказать. Но для уверовавших Всевышний сделал её милостью. Поэтому тот, кто проявит стойкость перед испытанием чумой (эпидемией), проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха ﷻ, оставаясь в своей местности и при этом помня о том, что его постигнет лишь то, что предписано Всевышним, получит такую же награду, как и павший за веру (шахид)» (аль-Бухари).


Если человек будет волноваться и сожалеть о том, что вовремя не покинул подвергшийся эпидемии город, то он лишит себя упомянутого вознаграждения, поэтому необходимо не поддаваться панике, чтобы не лишить себя этого вознаграждения. 


Если человек скончался от болезни и проявлял при этом вышеупомянутые качества, то ему запишется двойное вознаграждение. Тот, кто перенёс болезнь, но не умер, получит больше вознаграждения, чем тот, кто не заболел вовсе. Однако это вовсе не значит, что надо нарушать карантин и искать способ заболеть. Напротив, это строго воспрещается, поскольку Пророк ﷺ сказал: «Не (причиняй) вреда ни себе, ни другим» (Ахмад, Ибн Маджа, ад-Дарукутни).

 

Примечание:

Важно помнить, что необходимо соблюдать рекомендации врачей, чтобы уберечь себя и своих близких от заразных заболеваний («Хашия аль-Кальюби», «Хашия аль-Буджайрами», «Аль-фатава аль-Фикхия аль-Кубра», «Ат-тайсир Шарх аль-Джами ас-Сагир», «Файд аль-Кадир», «Найль аль-Автар»).
 

 

4. Желательно ли читать молитву «Махдина» (кунут) во время эпидемии?

Если город или поселение, где живут мусульмане, постигла общая беда: эпидемия, засуха, голод и т. п., то всем, кто проживает там, и тем, кто живёт в другом поселении и знает об их страданиях, желательно читать молитву «Махдина» (кунут) с мольбой о спасении и избавлении их от бед. Молитва читается в последнем ракаате обязательных пятикратных намазов в исходном положении после поясного поклона (руку), независимо от того, коллективная это молитва или индивидуальная («Хашия аль-Буджайрами»).

 

5. Можно ли мужу, который дал жене один или два развода, жить с ней во время срока идды?

Если муж дал жене один или два развода (один или два раза произнёс слова, означающие развод), то во время срока идды (определённый временной срок, который женщина выжидает по случаю развода или смерти мужа для того, чтобы иметь право вновь выйти замуж) он обязан обеспечивать её жильём, пропитанием, одеждой и т. д. Однако это не даёт ему права заходить к ней, если там нет третьего лица, например, её сына или дочери, достигших возраста тамйиза (приблизительно 6–7 лет), присутствие которых делает уединение дозволенным.

 

Если муж после развода с женой решит уедениться с ней (даже на короткое время) как с женой, т. е. спит с ней даже без интимной близости и т. д., то, сколько бы это ни продолжалось (даже несколько лет), отсчёт срока идды останавливается.

 

Однако, в этом случае, после прохождения срока основной идды (три чистых от менструации периода), он не может вернуть её без нового никяха и не обязан обеспечивать её пропитанием и одеждой, но обязан предоставить жильё. Однако следует помнить, что в это время, если один из супругов умрет, другой не может стать его наследником. А если муж даст ей ещё дополнительный развод, то он тоже засчитывается.


Срок идды продолжится, как только мужчина прекратит проживание с ней вышеуказанным образом и сделает намерение не возвращаться к подобному («Тухфат аль-Мухтадж»).
 

 

6. Может ли жена потребовать развода по причине полового бессилия мужа?

Супруга может потребовать расторгнуть брак, если после его заключения выяснилось, что супруг – импотент или вследствие какой-то болезни либо старости он не может вступить в половую близость с ней. В этих случаях женщина имеет право расторгнуть брак, даже если она знала о его болезни. Если муж стал импотентом после того, как уже произошла хоть раз половая близость, требовать развода она уже не может.


Требование о расторжении должно быть неотложным. Если супруга отложит прошение, будучи осведомлённой о половом бессилии мужа, она теряет право расторгнуть брак.


С требованием о разводе необходимо обратиться к имаму, поскольку женщина сама не может расторгнуть брак («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани).
 

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).