Пророк в чреве кита

Краткое сказание о пророке Юнусе عليه السلام Подобно овце, у которой забирают ягнёнка, Нун плакал, проливая слёзы, когда расставался с Юнусом عليه السلام.

статья опубликована в номере: 9 (598) / от 01 мая 2020 (Рамадан 1441 г.)
52

Люди разбрелись по горам и холмам, стали звать Юнуса عليه السلام, но он бесследно исчез. Тогда тот визирь, который принял веру, поведал им о том, что слышал от пророка, что Всевышний Аллах вечен, нет конца Его бытию, царство Его непреходяще. «О царь, – сказал визирь, – Юнус عليه السلام пропал, но Аллах ﷻ ведь остался». 


Царь в тот же час опомнился, быстро встал, надел грубую шерстяную одежду, ноги опутал цепями и велел связать себе руки. В таком виде слуги вынесли его к народу. Увидев раскаяние и приниженность царя, потрясённый народ последовал за ним, подражая ему. Так приниженно, с истинным покаянием, люди во главе с царём собрались на одной из возвышенностей и выстроились рядами. В первых рядах были старцы, за ними молодые люди и дети, после них женщины. И все, уверовав в пророка Юнуса عليه السلام, обратились к Господу с мольбой: «О Аллах ﷻ, Ты один…»


Плач людей, голосящих как стадо овец, заполнил всю округу. Жители Нинавы так жалобно молили об отведении беды, что Всевышний Господь, увидев чистоту их намерений и совершенство их покаяния, низвел на них Свою милость. По велению Всевышнего ангел Джабраиль عليه السلام отвёл чёрную тучу, которая покрыла их город. Желтизна сошла с их лиц, и кожа обрела обычный цвет. Состояние их улучшилось, и они обрадовались друг за друга.


От Каба аль-Ахбара передаётся, что эта туча раскололась на четыре части и упала на землю. Говорят, что одна её часть упала на гору в местности Сана, и там образовались залежи свинца. Вторая часть упала на другую гору, и она стала бесплодной. Третья часть упала в море, и до конца света то место стало бурлящим, как кипящий котёл. Ещё одна часть упала на окраине города Нинава. Рассказывают, что на месте, где упала туча, до сих пор сохранились следы: земля там белее снега и источает аромат лучший, чем запах благовония (миск).
Проклятому иблису стало очень тяжко оттого, что этот народ разбил его идолов и признал Всемогущего Аллаха. Тогда иблис под видом странствующего пастуха встретился с Юнусом عليه السلام.


Тот расспросил его о новостях, спросил, откуда он идёт. Враг Аллаха ﷻ ответил, что идёт из Нинавы. Юнус عليه السلام спросил скверного и проклятого (иблиса) о состоянии жителей Нинавы. Тот ответил, что они радуются, поскольку беда, которую они ожидали, миновала их. Также проклятый солгал, что они якобы ищут Юнуса عليه السلام и хотят убить его за то, что его предсказание беды оказалось ложью. А то, что они покаялись перед Господом и приняли Ислам, он скрыл.


Юнус عليه السلام очень опечалился и начал испытывать некий гнев на этот народ. Забрав жену и детей, он ушёл из этих мест. И за то, что Юнус عليه السلام покинул эти места без дозволения на это, Всевышний Господь преподал ему небольшой урок. Это было испытанием для него, чтобы проверить, как он перенесёт трудности этого мира.
Оставив народ Нинавы тоскующим по нему, Юнус عليه السلام со своей семьёй добрался до берега реки Тигр. Они сели на небольшой корабль и поплыли по реке. В пути случилось кораблекрушение, его жена пропала, а он со своими детьми, кое-как ухватившись за доски, спасся и добрался до берега.


Юнус عليه السلام с обоими сыновьями стали на берегу реки дожидаться следующего корабля. Несколько дней он провёл с сыновьями на этом месте, переживая и не ведая, жива ли его жена. Наконец прибыл другой корабль, но, когда они поднимались на него, волна унесла старшего сына. Юнус عليه السلام бросился было на помощь, но волна по воле Господа сказала: «Вернись, о Юнус!» А младшего сына, который ещё оставался на берегу, схватил волк и, закинув за спину, унёс. Юнус عليه السلام крикнул волку: «Оставь сына!» – «Не оставлю, – оскалившись, ответил волк и добавил: – Не вмешивайся не в своё дело и не ходи за мной».


Юнус عليه السلام обнаружил, что потерялись и дирхемы, которые оставались у него в кармане. Тут он осознал, что совершил ошибку и всё это происходит неспроста. Охваченный печальными мыслями, он сидел на берегу реки Тигр. Дождавшись следующего корабля, он наконец сел на него. Тут Всевышний напустил на него сон, и он крепко уснул.


Корабль тронулся и достиг было середины реки, как вдруг остановился, будто застрял в грязи. Как ни старались моряки найти причину этого явления, никакого повреждения на корабле не нашли. Тогда они стали расспрашивать, есть ли среди пассажиров человек, повинный в грехах. «Есть», – ответил Юнус عليه السلام и с раскаяньем признался в своих ошибках. Моряки не поверили ему, видя его печаль и думая, что он это говорит, даже не совершив ничего греховного. И тогда они решили положиться на жребий.


Имена всех, кто находился на корабле, написали на листках бумаги и бросили их в реку. Клочок бумаги, где было написано имя Юнуса عليه السلام, ушёл под воду, а бумажки с именами всех остальных остались на поверхности. Жребий кинули ещё два раза, но в воде тонула лишь бумажка с именем Юнуса عليه السلام.


У этого народа был такой обычай: если происходило так, что корабль без причины останавливался, то это означало, что на корабле находится человек, совершивший греховное. И они бросали жребий, как было описано выше, т. е. бумажки с именами людей, находящихся на корабле, бросали в воду. Бумага с именем того, кто не был повинен в грехе, не тонула. Если же уходила под воду, это был признак, по которому узнавали грешника. И грешного человека бросали в реку, чтобы корабль мог двигаться дальше.


Поскольку троекратный жребий показал на Юнуса عليه السلام, он приготовился прыгнуть в реку. Он резко встал, завернулся в плащ и подошёл к борту корабля. Но волны вдруг стали вздыматься ему навстречу, будто не пуская его. Он перешёл на другую сторону, но волны и там оказались в два раза выше. Не зная, что делать, Юнус عليه السلام застыл в оцепенении. В это время Всемогущий Создатель велел киту немедленно подплыть к кораблю, на котором находился Юнус عليه السلام, и принять его в свою утробу, не дав упасть в воду. Рассекая морские волны, огромный кит, словно молния, появился из воды, открыл пасть и поймал прыгающего в воду Юнуса عليه السلام. После этого Всевышний строго велел киту: «Твою утробу Я сделал для него местом заключения. Сохрани его, ибо он не пропитание для тебя».


Юнус عليه السلام, попав в утробу кита, потерял сознание. Придя в себя, он встал на ноги. «О мой Аллах! – воззвал он, обращаясь к Создателю, совершил земной поклон на печени кита и добавил: – О Милостивый Аллах, я совершил Тебе поклон в том месте, где не совершал его ни один посланный Тобой пророк или ангел!»
Как и было велено, кит сохранил Юнуса عليه السلام, который находился в утробе животного, как в стеклянной бутылке. Провёл его кит по семи морям, и пророк увидел всё, что в них было удивительного.


Дивный звук, который доносился до пророка извне, проникая в утробу кита, плывущего возле дна океана, привёл Юнуса عليه السلام в изумление. Знающий сокровенное тут же ниспослал откровение, объясняя, что звук этот является тасбихом (словами прославления Господа), который читают морские обитатели. Посредством внушения Всевышнего Аллаха этот звук стал побуждением для Юнуса عليه السلام, и он тоже стал прославлять Всевышнего.


Его голос, читающий тасбих, дошёл до небес. Ангелы стали спрашивать Аллаха ﷻ: «Что это за слабый голос, идущий с земли непонятно откуда?» В ответ Всевышний Аллах поведал им, что заключил Юнуса عليه السلام в утробу кита на дне моря за его ослушание. Тогда ангелы пали ниц и стали просить об освобождении Юнуса عليه السلام из заключения. Всевышний Аллах, услышав зов и мольбу раба сквозь три мрака – ночь, море и утробу кита, ответил на мольбу и освободил Своего пророка. 


Есть несколько версий о времени, проведённом Юнусом عليه السلام в утробе кита. Самый большой срок, указанный в них, – сорок дней и ночей, и эта версия считается самой достоверной.
Ответив на тасбих Юнуса عليه السلام, Всевышний повелел киту немедленно перенести его к берегу реки, где он сел на корабль. Повинуясь велению, Нун (имя той рыбы) приплыл к берегу реки Тигр вместе с пророком, а самого Юнуса عليه السلام с тех пор стали называть Зу-н-Нун (хозяин Нуна).


В тот же час, когда кит собирался исторгнуть Юнуса عليه السلام из своей утробы, явился ангел Джабраиль عليه السلام и воскликнул: «Ас-саламу алайка, йа Юнус!» А затем добавил, что и от Аллаха ﷻ ему салам (приветствие). Услышав голос ангела Джабраиля عليه السلام, Юнус عليه السلام обрадовался. Он ответил на приветствие и радостно сказал: «Я боялся, что никогда больше не услышу от тебя “мархаба” (приветствие)!» Обращаясь к Нуну, Джабраиль عليه السلام учтиво сказал: «С позволения Всевышнего выведи наружу Юнуса عليه السلام».


Подобно овце, у которой забирают ягнёнка, Нун плакал, проливая слёзы, когда расставался с Юнусом عليه السلام. 
Если бы не смилостивился Аллах ﷻ над Своим праведным рабом, то многочисленности его хороших деяний было бы недостаточно для спасения.


Подобно птенцу, который вылупляется из яйца без перьев, Юнус عليه السلام вышел из утробы Нуна. Одежда с него полностью слезла, даже мяса не осталось – одни кости. Господь вырастил для него тыквенное дерево, и Юнус عليه السلام устроился в тени его листьев. Время от времени к нему приходила газель, он доил её, и это молоко служило ему пропитанием. Так проходили дни.
(Продолжение следует)

Из книги «История пророков» 
шейха Саида-афанди аль-Чиркави

Также в рубрике

Краткое сказание об асхабах аль-Кахфи (отроках пещеры)

Коротко расскажем об асхабах аль-Кахфи («отроках пещеры»), упомянутых Всевышним в Коране.

Пророк в чреве кита

Краткое сказание о пророке Юнусе عليه السلام

Краткая история о пророке Юнусе (Иона) عليه السلام

Среди потомков Израилевых был человек по имени Мута, отличался он праведностью и за свою жизнь совершил

Смысл оживления мёртвых

Если задаться вопросом, как же эти люди умерли дважды, когда людям суждено умирать только один раз, то